Яндекс.Метрика

Поднять тарифы!

Поднять тарифы!
«Кондуктор не работает, выход через переднюю дверь», – такая фраза все чаще и чаще слышна в саратовском городском транспорте. На больших остановках в салоне выстраивается огромная очередь, водитель отрывает билеты, люди терпеливо ждут, пока они смогут покинуть автобус. Знакомая ситуация? Пожалуй, да. Некоторые граждане начинают возмущаться, почему в салоне не работает кондуктор. Ответ прост: у транспортного предприятия нет средств на кондуктора.
Саратовцы уже привыкли, что тарифы на проезд в городском транспорте стабильны, забыты разговоры о грядущих повышениях цен за проезд. Последний раз билет подорожал 1 января 2008 года до 8 рублей. С тех пор его стоимость оставалась неизменной. За 2 года произошло много изменений: из-за кризиса упали объемы перевозок, запчасти и большинство эксплуатационных материалов подорожали приблизительно в полтора-два раза. В среднем на 20 процентов выросла цена на бензин. На 22,5 процента увеличились затраты на электроэнергию.
А цена проездного билета продолжала оставаться неизменной. В начале прошлого года Правительство подняло было тарифы до, как им тогда казалось, вполне приемлемого уровня – 10 рублей в автобусах и 12 – в маршрутных такси. Но кризис в январе 2009-го только набирал обороты, люди теряли работу, заработки катастрофически падали, социальная обстановка в регионе накалялась. В такой ситуации повышение платы за проезд в транспорте могло спровоцировать социальный взрыв в Саратове. Поэтому Правительство во главе с губернатором приняло решение заморозить цены.
Однако время течет и лучше не становится. Установленные тарифы в 1,3 рубля на пригородный и междугородний транспорт за километр и 8 рублей в городском пассажирском транспорте совершенно не покрывают тех расходов, что приходится осуществлять транспортникам. На городском электрическом транспорте это всего 48,4 процента от затрат, на городских автобусных перевозках на 61,5 процента, на пригородном железнодорожном транспорте – на 26,4 процента, на пригородном речном транспорте и того хуже – на 6,7 процента.
Та же история и с льготными проездными билетами. Их цена зафиксирована на уровне 50 рублей. Выпадающие доходы компенсирует правительство области. Но кризис не позволяет властям вовремя расплачиваться с предприятиями транспортного комплекса, поэтому долги растут и уже перевалили за несколько миллионов в российской валюте.
– Конечно, хорошо, что правительство заботится о гражданах, но, к сожалению, получается так, что это негативно сказывается на их безопасности, – объясняет необходимость введения непопулярной меры председатель Саратовской областной организации профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Наталья Джуманян. – Дело в том, что руководители предприятий отрасли вынуждены экономить на всем, начиная от расходных материалов и запчастей, заканчивая профилактическими мерами по безопасности пассажиров. Более того, из-за низких заработных плат в сферу перевозки людей отказываются идти высококвалифицированные водители. В таком случае возникает необходимость постоянно повышать мастерство уже имеющегося штата. А средств на это, опять таки, нет. То есть, требуя поднять тарифы, мы в первую очередь заботимся о гражданах. Два рубля – не такая высокая цена за жизнь и здоровье.
Надо сказать, что цена проезда в общественном транспорте в Саратовской области достаточно низка. У тех же соседей, на которых мы так любим ссылаться, за то, чтобы прокатиться на автобусе придется выложить гораздо больше, чем у нас. К примеру, в Нижнем Новгороде проезд обойдется в 14 целковых, в Самаре и Ульяновске – 12, а в Казани и все 15 «деревянных». Общеизвестный факт, что и цена льготного проездного у нас в регионе самая низкая в ПФО.
– Чтобы не оставлять без зарплат сотрудников предприятий, приходится снимать деньги с других статей расходов, в частности с технического обслуживания автобусов, – говорит директор «Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия № 5» Александр Сидоров. – А недостаточное обслуживание напрямую сказывается на безопасности перевозок. То есть в итоге выходит, что мы экономим на безопасности граждан. На мой взгляд, такая «экономия» недопустима. Если что, отвечать придется нам. А какой с нас спрос, когда содержать парк в достойном состоянии с финансовой точки зрения невозможно?
Несмотря на то, что вывести отрасли на «ноль» можно только с тарифами в 17 рублей, транспортники не настаивают на такой цифре. Они предлагают сейчас поднять цену до 10 рублей, а летом – до 12-ти. Это позволит относительно приемлемо эксплуатировать и обслуживать транспорт. Работники отрасли надеются, что власть не оставит их требования без внимания.

Возврат к списку


Материалы по теме: