Приказано не увольнять
В Госдуму поступил законопроект, суть которого в том, чтобы обязать крупные предприятия в течение года выплачивать каждому уволенному работнику среднюю зарплату (в случае массовых увольнений). Кроме того, работодатель обязан будет за полгода до начала увольнений предоставить местным властям программу трудоустройства высвобождаемых им сотрудников. Если же он не сможет выполнить эти требования, его в лучшем случае ожидает крупный штраф, в худшем – банкротство. Эксперты уже назвали такие нововведения «непосильной ношей» для российского бизнеса.
Соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, КоАП и закон «О несостоятельности (банкротстве)» решили внести депутаты из Владимирской области. В пояснительной записке они уверяют, что их предложения помогут «предупредить негативные процессы, связанные с массовыми высвобождениями работников с предприятий» и обеспечат социальные гарантии уволенных граждан. Суть в следующем: если крупное предприятие решит провести сокращение персонала, то оно обязано будет выплатить каждому уволенному работнику не только выходное пособие, но и ежемесячно выдавать среднюю зарплату, пока оставшийся без работы гражданин не устроится на новое место. Длиться эти выплаты могут до года.
Такие требования депутаты предлагают применять к организациям, которые дают более 50% от всего объема промышленного производства города или района либо приносят в местный бюджет не менее 20% от общего поступления налогов и сборов. Также на предприятиях должно быть занято более 25% трудоспособных жителей населенного пункта. То есть речь идет, по сути, о моногородах. Авторы законопроекта уточняют: «массовым» считается сокращение, когда работодатель увольняет 50 человек за месяц, 200 за 60 дней и 500 человек в течение 90 дней.
Эксперты недоумевают. «Если предприятие находится в таком плохом состоянии, что ему приходится увольнять людей, то у него вряд ли найдутся деньги на долгосрочные выплаты», – заявил «НИ» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Экономист не спорит: социальные гарантии работникам необходимы, но они должны быть посильными для бизнеса. «В кризис же нормальный предприниматель при таких законах просто не сможет удержать свое предприятие. Поэтому такие жесткие и однозначные меры вводить неправильно», – уверен г-н Делягин. В свою очередь ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАК) Владимир Сальников напомнил «НИ», что в Трудовом кодексе РФ и без того есть необходимые и адекватные механизмы, регулирующие отношения работодателя и сокращенных работников. «И вводить дополнительные нормы, которые к тому же могут порождать иждивенческие настроения, не нужно. Иначе о каком повышении эффективности экономики может идти речь?» – недоумевает г-н Сальников.
Но и это не все. В законопроекте прописано, что работодатель, решившийся на сокращения, обязан будет за полгода до начала массового высвобождения работников принести в местные органы исполнительной власти программу дальнейшего трудоустройства людей, которых он собирается уволить. И это на градообразующем, по сути, предприятии! «В моногородах обычно очень маленькая сфера обслуживания, а почти все жители работают на одном заводе. И как в рамках такого населенного пункта владелец завода сможет придумать, куда пойдут сокращенные им люди?» – удивляется Владимир Сальников. В такой ситуации проблему необходимо «решать на большей территории» и «задействовать соседние города», а без помощи государства тут не обойтись.
К тому же в период кризиса такую программу властям вряд ли кто-то сможет предоставить за полгода до сокращений. Другое дело, когда в стране благоприятная экономическая ситуация и предприятие, развиваясь, внедряет новые технологии, закупает современное оборудование и из-за этого сокращает сотрудников. Тогда владельцы могут заблаговременно составить программу трудоустройства рабочих. «Но сейчас не всегда возможно спрогнозировать ситуацию и на три месяца, поэтому это требование тоже излишне жесткое», – утверждает г-н Сальников.
За неисполнение своих задумок народные избранники уже придумали и наказания. В поправках к КоАП предложено привлекать недобросовестных работодателей к административной ответственности и штрафовать должностных лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица на 50 тыс. руб. Юрлиц же карать беспощадно: в лучшем случае – штраф 1 млн., в худшем – банкротство. Начинать процедуру банкротства в арбитражном суде должны будут местные власти. Институт конкурсных управляющих авторы поправок готовы сохранить, но процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления к провинившейся организации предлагают не применять. Главное – раздать долги. Михаил Делягин и в этой идее не видит большого смысла. «Я всецело за социальные гарантии, но если предприятие обанкротится, то выплаты рабочие вряд ли увидят скоро. Да и вообще, если завод закроется и остановится, то никому в этом городе не будет хорошо», – заключил ученый.
Соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, КоАП и закон «О несостоятельности (банкротстве)» решили внести депутаты из Владимирской области. В пояснительной записке они уверяют, что их предложения помогут «предупредить негативные процессы, связанные с массовыми высвобождениями работников с предприятий» и обеспечат социальные гарантии уволенных граждан. Суть в следующем: если крупное предприятие решит провести сокращение персонала, то оно обязано будет выплатить каждому уволенному работнику не только выходное пособие, но и ежемесячно выдавать среднюю зарплату, пока оставшийся без работы гражданин не устроится на новое место. Длиться эти выплаты могут до года.
Такие требования депутаты предлагают применять к организациям, которые дают более 50% от всего объема промышленного производства города или района либо приносят в местный бюджет не менее 20% от общего поступления налогов и сборов. Также на предприятиях должно быть занято более 25% трудоспособных жителей населенного пункта. То есть речь идет, по сути, о моногородах. Авторы законопроекта уточняют: «массовым» считается сокращение, когда работодатель увольняет 50 человек за месяц, 200 за 60 дней и 500 человек в течение 90 дней.
Эксперты недоумевают. «Если предприятие находится в таком плохом состоянии, что ему приходится увольнять людей, то у него вряд ли найдутся деньги на долгосрочные выплаты», – заявил «НИ» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Экономист не спорит: социальные гарантии работникам необходимы, но они должны быть посильными для бизнеса. «В кризис же нормальный предприниматель при таких законах просто не сможет удержать свое предприятие. Поэтому такие жесткие и однозначные меры вводить неправильно», – уверен г-н Делягин. В свою очередь ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАК) Владимир Сальников напомнил «НИ», что в Трудовом кодексе РФ и без того есть необходимые и адекватные механизмы, регулирующие отношения работодателя и сокращенных работников. «И вводить дополнительные нормы, которые к тому же могут порождать иждивенческие настроения, не нужно. Иначе о каком повышении эффективности экономики может идти речь?» – недоумевает г-н Сальников.
Но и это не все. В законопроекте прописано, что работодатель, решившийся на сокращения, обязан будет за полгода до начала массового высвобождения работников принести в местные органы исполнительной власти программу дальнейшего трудоустройства людей, которых он собирается уволить. И это на градообразующем, по сути, предприятии! «В моногородах обычно очень маленькая сфера обслуживания, а почти все жители работают на одном заводе. И как в рамках такого населенного пункта владелец завода сможет придумать, куда пойдут сокращенные им люди?» – удивляется Владимир Сальников. В такой ситуации проблему необходимо «решать на большей территории» и «задействовать соседние города», а без помощи государства тут не обойтись.
К тому же в период кризиса такую программу властям вряд ли кто-то сможет предоставить за полгода до сокращений. Другое дело, когда в стране благоприятная экономическая ситуация и предприятие, развиваясь, внедряет новые технологии, закупает современное оборудование и из-за этого сокращает сотрудников. Тогда владельцы могут заблаговременно составить программу трудоустройства рабочих. «Но сейчас не всегда возможно спрогнозировать ситуацию и на три месяца, поэтому это требование тоже излишне жесткое», – утверждает г-н Сальников.
За неисполнение своих задумок народные избранники уже придумали и наказания. В поправках к КоАП предложено привлекать недобросовестных работодателей к административной ответственности и штрафовать должностных лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица на 50 тыс. руб. Юрлиц же карать беспощадно: в лучшем случае – штраф 1 млн., в худшем – банкротство. Начинать процедуру банкротства в арбитражном суде должны будут местные власти. Институт конкурсных управляющих авторы поправок готовы сохранить, но процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления к провинившейся организации предлагают не применять. Главное – раздать долги. Михаил Делягин и в этой идее не видит большого смысла. «Я всецело за социальные гарантии, но если предприятие обанкротится, то выплаты рабочие вряд ли увидят скоро. Да и вообще, если завод закроется и остановится, то никому в этом городе не будет хорошо», – заключил ученый.