Яндекс.Метрика

Быть или не быть?.. Да не вопрос!

Быть или не быть?.. Да не вопрос!

В конце прошлого года коллектив ТЮЗа им. Киселева наконец-то начал осваивать долгожданное «новое» здание. О том, какими планами и заботами живет сегодня коллектив театра, мы решили расспросить его художественного руководителя, народного артиста России Юрия Ошерова.

– Насколько премьеры этого сезона оправдали ваши ожидания?

– Полностью оправдали. Начало сезона совпало с премьерой спектакля «Мнимый больной» по пьесе Мольера в постановке Анатолия Праудина. На мой взгляд, это чрезвычайно удачная работа. Мне она очень дорога не только потому, что я там в главной роли – Аргана, но и потому, с каким трепетом отнеслись к постановке мои коллеги. Мы ведь все лето репетировали, отсрочив законный отдых.

Спектакль хорошо принял зритель, его высоко оценили критики. Мы его показывали на XII Международном театральном фестивале в Ярославле, где нам вручили от Правительства России премию имени Федора Волкова.

Праудин нам очень близок своими художественными, эстетическими и этическими принципами. Он хорошо известен зрителю по такой работе, как «Гальера» – инсценировке повести Маркеса «Полковнику никто не пишет». А теперь у нас есть план третьего свидания с этим режиссером – будем работать над инсценировкой «Фиесты» Хемингуэя.

– Для нового ТЮЗа?

– Скорее всего, да. Хотя говорить рано – нужно оставить постановщику пространство для художественного поиска.

В сентября прошлого года приступил к совместной работе с саратовским ТЮЗом Маттиас Лангхофф – один из крупнейших мировых режиссеров, человек чрезвычайно глубокий, много знающий. Между прочим, у него был выбор, и Лагхофф пожертвовал ради работы с нашим театром проектом в МХТ, у Табакова. И не ошибся! Он очень быстро нашел общий язык с труппой, актеры с открытой душой бросились в эти неведомые для них художественные приемы совершенно нового режиссера. В нашем репертуаре спектакль «Эдип. Софокл. Тиран» – очень сложная и многоплановая работа. Но спектакль уже живет своей полноценной, активной жизнью. Премьеру очень высоко оценили, в том числе и зарубежные критики, которые были у нас в гостях.

Затем, в крайне сжатые сроки, мы подготовили новогоднее представление – губернаторскую елку. Репетировали под грохот инструментов, потому что еще продолжались монтажные работы в зрительном зале, строители устанавливали кресла, оборудование. За новогодние каникулы мы успели дать на новой сцене 28 преставлений. На них побывали 20 с лишним тысяч детей, с удовольствием потоптали новые полы и зал.

Кроме того, мы провели чрезвычайно интересную творческую лабораторию, где три российских и три зарубежных режиссера предлагали свои версии сегодняшнего отношения к творениям Шекспира. В результате весьма авангардное прочтение знаменитого монолога Гамлета, которое предложил Дмитрий Волкострелов, превратилось в спектакль-исследование «Быть или не быть? Да не вопрос».

А буквально на днях состоялось событие, которое родилось из нашего творческого содружества с детским театром «Театралика» Фрунзенского района г. Саратова. С нашей помощью им сделали оформление, костюмы, осветили, озвучили спектакль по сказке Андерсена «Бузина-Матушка». Мы показали его на малой сцене, это было очень трогательно.

Сейчас давно ожидаемый нами Адольф Яковлевич Шапиро приступает к постановке первой большой премьеры на сцене нового ТЮЗа. Это будет «Капитанская дочка» по повести Пушкина. Премьера должна состояться в конце апреля. Так что с начала марта мы выходим из-за стола и, как говорится, «встаем на ноги», начинаем репетиции на сцене.

– Юрий Петрович, все знают, как долго строился ТЮЗ, но немногие помнят, как долго шли разговоры о необходимости такого строительства. В одном из интервью, которое я в свое время брал у Юрия Петровича Киселева, вместе с радостным ожиданием решения о начале стройки он тревожился о том, как впишется такой камерный, почти домашний театр в пространство нового здания. Вы озадачены такой проблемой?

– Что творческие проблемы будут – это очевидно. Новая сцена больше, объемнее, зрительный зал очень удобный, но другой конфигурации, другая высота у потолка. Как будут звучать наши голоса, сейчас сказать сложно, на этой площадке мы пока работали лишь в новогоднем представлении, с подзвучкой, с микрофонами – жанр обязывал к повышенному уровню звука.

Конечно, новая сцена потребует иных выразительных средств – если уж не открытий, то дерзких экспериментов. Не сомневаюсь, что это приоткроет какие-то наши резервы. Но ведь для этого и строилось новое здание – чтобы рядом с камерной сценой появилась большая. Старая сцена на 500 мест, малая – на 150 и новая большая сцена – на 700. Да еще малая в старом ТЮЗе. Четыре площадки создают большие возможности для творчества.

– Но и для зависти – тоже? Вокруг театра медленно, но верно разгорается совсем не творческая дискуссия – кому достанется старое здание, когда вы полностью освоите новое? Конечно, некоторые выступления уж очень напоминают претензии революционного домкома к большой квартире профессора Преображенского… Но в этих спорах пока не слышно мнения самого театра.

– Хотите знать, что я об этом думаю? Я думаю, что нужно оставить в покое Саратовский академический ТЮЗ, первый в мире профессиональный театр для детей. Ему скоро исполнится 95 лет. Он заслужил иметь два здания всей своей историей, всей своей жизнью. Да, иметь два здания и четыре сцены!

Конечно, это прецедент. Но кто сказал, что театр не имеет на него права? Мы только что стали участниками непроизвольного эксперимента – в один день играли шесть спектаклей! Два представления на новой большой сцене – это полторы тысячи зрителей, два представления в старом ТЮЗе – это еще тысяча, и два спектакля мы сыграли на малой и на камерной сцене – это еще 500 человек. Три тысячи детей и молодых людей в один день на несколько часов театр увел от дурного телевидения и интернета в мир качественной литературы и непорочных развлечений! Мы не будем делать это каждый день, мы лишь проверили себя на прочность. И выдержали, и поняли, что это возможно – при правильном планировании репертуара, при распределении актеров.

И зритель пойдет, он не оставит эти площадки пустыми. Не все знают, что в нашем репертуаре уже 54 спектакля. На ближайшие два года мы запланировали 18 премьер. Это не просто прожекты, все задуманное подкрепляется конкретными договоренностями с постановщиками, с художниками.

Да, наверное, городу нужен центр национальных культур. Но у нас уже есть национальная деревня – развивайте ее, чтобы она не превратилась в сеть национальных ресторанов. Кто-то говорит: нужен дом молодежи. А ТЮЗ – это не то же самое? У нас уже был один дом молодежи, на Большой Казачей. Его сначала превратили в примитивную полукриминальную дискотеку, а потом продали и перепродали. Кто в этом виноват? Пусть об этом вспомнят те, кто сейчас пытается самопиариться на этой теме…

Когда строят новый храм, старый не ломают. Новый храм строят для того, чтобы больше паствы могло прийти на молитву. А менять духовное воспитание на политическое очень опасно. Мы через это уже проходили – до сих пор никак не переболеем.

Почему для первой премьеры в новом ТЮЗе мы выбрали «Капитанскую дочку»? Да из-за эпиграфа пушкинского: «Береги честь смолоду»! Мы хотим еще раз, по-своему, рассказать молодым людям историю Петруши Гринева и Маши Мироновой, которые смогли пронести через ураган истории, через этот бунт, «бессмысленный и беспощадный», по Пушкину, самое главное – душу, честь, совесть, любовь, веру. Душа молодого человека всегда в конфликте с тем, чем его сегодня испытывает жизнь. Выдержит ли он? Какими способами, какими средствами можно устоять перед лицом всех этих невзгод? Именно на эти вопросы отвечает наш театр всем своим репертуаром. И лучше него это никто не сделает.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи:  Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: