В очереди за реальностью
Радищевский музей отвечает всем необходимым требованиям для проведения в нем выставок из коллекции Эрмитажа. Об этом сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на встрече директоров музеев с саратовскими журналистами. Она состоялась незадолго до совещания директоров с председателем правительства РФ и избранным Президентом России Владимиром Путиным в Доме официальных делегаций. Музейщики рассказали журналистам о тех проблемах, с которыми они сталкиваются в своем деле и обозначили те пути решения проблем, которые они видят и хотят предложить власти.
На встречу с журналистами пришли директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки Михаил Брызгалов, генеральный директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», дочь первого космонавта земли Елена Гагарина. Михаил Пиотровский присоединился к ним чуть позже.
По свидетельству Ирины Антоновой, встреча директоров музеев с первым лицом государства – событие историческое, поскольку ни один глава государства никогда не собирал подобное совещание.
– Когда Владимир Владимирович представлял свою предвыборную программу, в том числе в области культуры, он как раз отметил, что в нашем музейном деле накопилось много проблем, – заметила Ирина Александровна. – Вопросы разные, один из важнейших – определить путь развития музея. Можно рассматривать это учреждение культуры как досуговую организацию, такая точка зрения имеет право на существование. Но как мне кажется, необходимо развивать просветительскую, воспитательную функцию музея.
Ее поддержала Елена Гагарина.
– Музейное дело развивается сейчас и в Европе, и в США, и в странах Азии, – заметила Гагарина. – В Германии и Великобритании созданы особые условия для существования музеев. Трудно переоценить их воспитательную роль. Зайдите в любой британский музей – вы увидите детей, которые сидят на полу, рисуют, слушают преподавателя. Там проводятся занятия самого разного уровня. Со временем музей становится частью их жизни, они учатся не только наслаждаться шедеврами искусства, но и нести за них ответственность.
Кстати, половина посетителей российских музеев, по свидетельству Антоновой, – это дети как школьного, так и дошкольного возраста. Но, как заметили выступавшие, сейчас музеи испытывают проблемы с наличием зоны приема посетителей, где можно устраивать лектории или проводить занятия с детьми.
Абсолютно все директора сошлись на том, что интерес к экспонатам музеев вызван прежде всего тем, что экспонаты – это часть реального мира.
– Мы воспитываем людей на подлинных вещах, – заметил Пиотровский. – Посмотрите, сейчас в нашем мире нет почти ничего реального. Есть газеты, телевидение, виртуальные какие-то вещи. Мы привыкли жить в некой недостоверности, виртуальной реальности. Музей – это подлинная вещь. Люди стоят в очередях за реальностью.
Для того чтобы обратить внимание власти и общества на то, что такое музей, десять лет назад была создана общественная организация «Союз музеев России», задачей которой стало укрепление единого музейного пространства страны. Все вместе музейные работники разработали стратегию развития этого направления культуры до 2020 года. Именно ее они и собрались представить для обсуждения с Владимиром Путиным.
– Вокруг музейного дела возникает очень много проблем, – заметил Пиотровский. – К примеру, государственное страхование. Два года назад мы привозили в Саратов выставку «Испанское искусство». Ее полагалось застраховать. Согласно 94-му закону правительство Саратовской области объявило тендер, где были прописаны условия в открытом доступе. И в газетах написали, что из Эрмитажа в Саратов едет выставка: страховая ценность такая-то, транспортировка по земле, золотых вещей столько-то, ювелирных вещей столько-то. Это же рецепт для бандитов! Когда все это было опубликовано, мы с коллегами «встали на уши» – как ее теперь защищать? Таких ситуаций, в которых не учитывается специфика музейного дела, очень много.
На вопрос о том, планируется ли расширять выставочную деятельность, Пиотровский ответил, что все зависит от наличия выставочных залов, соответствующих необходимым требованиям.
– Возникает 200-300 вопросов по организации выставки, и на все нужен положительный ответ, – объяснил Пиотровский. И только один музей за время выездной работы Эрмитажа сразу соответствовал всем необходимым требованиям – это Радищевский в Саратове. Вот в Томске пришлось выставку на год отложить, пока они все утрясли.
На вопрос о том, кто же решил, что совещание будет проведено в Саратове, директора ответили, что это был Владимир Путин.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №11 (458)
Автор статьи: Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика: Культура