Музей-вокзал
24 мая в Саратове состоялось заседание круглого стола «Музей XXI века: инновации в искусстве». Обсуждение проблем современного искусства прошло в рамках проекта «Репетиция музея» и было приурочено к открытию в музее Радищева выставки художника Константина Худякова «Искусство высокого разрешения».
«Репетиция музея» – это попытка выявить потенциал российских регионов по созданию оригинальных авторских моделей творческих центров современного искусства, которые должны стать инструментом для развития регионов и послужить формированию инновационной культуры страны. География проекта охватывает города от Калининграда до Красноярска. Анализируется опыт работы региональных музеев и центров современного искусства в Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Саратов вместе с Красноярском, Ростовом-на-Дону и Казанью входит в четверку городов, на примере которых рассматривается опыт авторских концепций создания институций современного искусства. Институция – это еще не совсем центр, однако некая площадка, которая берет на себя его функции и продвигает современное искусство. Хотя бы занимается им. В Саратове такой площадкой долгое время (и по сей день) был и является Дом-музей Павла Кузнецова.
Одна из организаторов круглого стола, ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства Ирина Сосновская отметила, что саратовская команда имеет уникальный опыт реализации так называемых междисциплинарных исследовательских проектов, которые объединяют усилия музеев и вузов разных городов. Это проект «Хочу на Волгу» (2002 г.), «Саратовское озеро: сакральная география» (2006 г.) и т.д.
При этом Сосновская рассказала о мировом опыте создания центров современного искусства – от музея Гуггенхайма до центра современного искусства в Тбилиси. И предложила обсудить, какой вид и формы это может принять в Саратове? То, что в нашем городе полноценный центр необходим, на этом сошлись практически все участники круглого стола. По словам Константина Худякова, большинство музеев современного искусства – это авторские архитектурные пространства. При этом новая архитектурная форма должна проектироваться с учетом развития направлений современного искусства. К примеру, на планерках в Московском музее современного искусства всерьез обсуждают, с какой периодичностью надо покупать картошку для артобъекта.
– Нужно проектировать универсальные пространства, – уверен Худяков. – Кто знал, что Демиан Хёрст будет бальзамировать коров, акул и ему понадобятся огромные емкости с формалином? Кто знал, что Пономареву для его артобъектов понадобятся десятки тонн воды, которую надо фильтровать и менять раз в три дня? Проектировщики должны учитывать особую специфику современного искусства.
При этом у нас в стране не проводятся конкурсы на проектирование подобных объектов. Только в Перми прошел конкурс по инициативе частного лица на подобный проект.
– И его выиграл тридцатилетний архитектор, который создал совершенно фантастический музей-вокзал, – рассказал Худяков. – Это гигантское пространство, целый город. Если такой проект реализовать, он станет в один ряд с музеем Гуггенхайма.
Вопрос в том, каждый ли город стремится встать в один ряд с Гуггенхаймом?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №17 (464)
Автор статьи: Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика: Культура