Размер не имеет значения
В доме-музее Павла Кузнецова тесновато, но уютно. Как всегда, пришли те, кто неравнодушен, кому очередная акция музейщиков откроет что-то новое, напомнит о забытом, скрасит будни и, может быть, даже приподнимет в собственных глазах – теперь я и это видел, и сохраню в душе и в памяти.
Вчера вечером здесь открылась выставка «Линии и формы», посвященная памяти саратовского художника и скульптора Валентина Красникова. Графические листы и скульптурная миниатюра из камня, гипса, шамота, дерева.
Сам художник не дожил до сорока лет. Он ушел в 1991 году «на взлете своего человеческого и художнического пути, полный деятельной энергии, творческих замыслов, открытый разнообразным исканиям, удачливый во всех своих начинаниях» – так пишут о нем организаторы выставки. Один из них – известный саратовский искусствовед и постоянный автор нашей газеты Ефим Водонос – знал художника лично:
– Он ведь довольно долго преподавал в Балакове, в художественной школе. Я его впервые заметил там, но тогда еще почти ничего о нем не знал. Потом по одной-две вещи видел на выставках. Как-то я пришел к художнику Роману Мерцлину, там сидел Красников. Мы познакомились, поехали к нему в мастерскую и проболтали всю ночь. Я увидел много его работ и заготовок, он был полон энергии. Это было двадцать лет назад, примерно за полгода или за год до его смерти, которой тогда ничто не предвещало – здоровенный, красивый мужчина, полный энергии, любимец дам и хороших компаний, очень талантливый скульптор.
Он, кажется, делал и какие-то памятники, но я об этом ничего не знаю. А вот его миниатюрки свидетельствуют, что монументальность мышления предопределяется не размером работы, а внутренним масштабом произведения. И это у Красникова было в крови, он настоящий скульптор, причем очень наблюдательный. Вряд ли он сидел и работал с натуры – скорее всего, это память, воображение, которые ему очень помогали. Повторюсь, он очень наблюдательный художник: жест и движение у него настоящие, живые. И еще очень хорошие рисунки на выставке. Конечно, это тоже рисунки скульптора, в них чувствуется объем и особые пластические возможности.
Какие-то работы Красникова разошлись, какие-то остались в нашем Радищевском музее. Хочется верить, что эта выставка напомнит о талантливом саратовском мастере, наследие которого нуждается в изучении и популяризации
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (466)
Автор статьи: Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Культура