В Ираке некому и нечем показать американцам кузькину мать
Рассказывают, что в разгар воздушных боев в Корее командование ВВС СССР было в срочном порядке вызвано на ковер в Кремль. Руководители партии и правительства прямо заявили тогда военным, что корейские товарищи крайне недовольны качеством советских истребителей, которые явно проигрывают в воздушных дуэлях американским «Фантомам». Летчики братской нам страны, прошедшие обучение в Советском Союзе, подозревают, что дерутся с врагом на устаревших машинах.
Вскоре корейцев за штурвалами их самолетов сменили русские, и американские ястребы посыпались с неба пачками. После «разбора полетов» выяснилось, что корейские асы просто-напросто недоедали, отдавая свои летные пайки голодающим детям и семьям. При перегрузках, возникающих во время воздушного боя, летчики теряли сознание. Истребители падали сами, если их не успевал сбить противник.
По поводу новой войны, развязанной силами коалиции в Ираке, уже высказались почти все наши политики. Свое слово сказали и военные, правда, в основном отставные. Те же, кто пока еще в строю, предпочитают воздерживаться даже от комментариев очевидного. Так дальний поход противолодочных кораблей в район Персидского залива, состоявшийся впервые за многие последние годы, совпал, как утверждают моряки, с плановыми учениями. В ходе них отрабатываться будут, вы не поверите, поисково-спасательные мероприятия в отношении терпящих бедствие... В это же самое время на Черном море силы ПВО страны, и тоже по своему и заранее утвержденному плану, хватились тренировать боевую готовность. Надо думать, они займутся предупреждением нарушений воздушного пространства России возвращающимися с юга (из Турции) стаями перелетных птиц.
Командир Донбасской тяжелой бомбардировочной краснознаменной дивизии, дислоцирующейся на авиабазе в Энгельсе, генерал Анатолий Жихарев сразу оговаривается, что никаких изменений в планах учебно-боевой и, если хотите, политической подготовки, в связи с войной в Ираке не произошло. Да и не могло произойти. У стратегической авиации свои узкоспециализированные задачи. Повлиять на подготовку к их выполнению не могут ни локальные конфликты, ни даже войны, если не поступит приказ верховного главнокомандующего. Если Президент, конечно, не дай Бог, отдаст такую команду, тогда другое дело. Никто в мире этому не обрадуется.
В справедливости сказанного все мы уже имели возможность убедиться. Наверное, помните, когда самолеты НАТО наносили свои «точечные» авиаудары в Югославии, американские силы ПВО заприметили у своих северных границ барражирующие русские ракетоносцы. Наверняка, крупномасштабные учения дальней стратегической авиации России тогда как бы случайно совпали с событиями на Балканах. Американцы поначалу думали переждать, пока у русских кончится керосин. Но потом, видимо, поняли, что этого может и не случиться совсем, и забили тревогу. Попросили, очень даже вежливо, отозвать самолеты и вернуть их на базы. Те памятные учения навеяли на летный состав дивизии ностальгические воспоминания по старым добрым временам, когда боевые многочасовые дежурства в воздухе считались у экипажей летчиков обыденной повседневной работой.
– Были времена, когда летчики не могли точно сказать, сколько раз они «ходили за угол», – вспоминает командир полка ТУ-95МС Владимир Попов. – Выражение это появилось давно. После того, как наши бомбардировщики начали нести дежурство в северном полушарии. На штабных картах не умещался весь маршрут ракетоносца, и командиры, ставя экипажам боевую задачу, показывая предполагаемый маршрут на картах, говорили: «Дойдешь вот досюда (карта заканчивалась) и завернешь вот сюда – за угол.
Ныне карты стали современнее, только вот пройтись по ним в реальном полете удается редко. В девяностых годах, когда вероятного противника было приказано рассматривать как вероятного друга и союзника, налет даже у некоторых командиров кораблей доходил, стыдно сказать, до 6 часов в год. Зато летали (пассажирами) за океан в гости, где приходилось выслушивать сетования американских коллег, мол, приходится летать почти каждый день, чтобы уложиться в норматив – не менее 300 часов в год. При такой нагрузке времени почти не остается. Отказаться тоже нельзя. Не уложишься в норматив, пошлют на переподготовку или совсем попрут со службы, и прощайте карьера, льготы, обеспеченная старость. Наши летчики, лишенные всех этих земных благ, нагло врали, что тоже много летают. И не кривя душой, признавались, что списания с летной работы тоже боятся из-за страха... потерять небо. Многие. Очень многие теряли и теряют свое небо. Можно сказать, даже не обретают, закончив единственное оставшееся в стране летное училище в Краснодарском крае. В летной книжке новоиспеченных лейтенантов стоит 00 часов 00 минут летной подготовки. Что остается делать? Ставить на крыло и учить летать в боевых полках? Но кто этим будет заниматься, а главное – когда и на чем? Некоторые летуны поступают проще. Пишут рапорт, переучиваются и переводятся служить: танкистами, артиллеристами, ракетчиками, да кем угодно, лишь бы не слоняться возле аэродрома неприкаянными бездельниками. Опытные асы тоже все чаще посматривают в сторону «гражданки». Говорят, после «прибавки» к зарплате и отмены льгот военнослужащим нет больше смысла стремиться как можно дольше оставаться в строю. Причем говорят это летчики. А что уж говорить о настроениях в подразделениях авиаобеспечения. Опытный авиамеханик, изучивший корабль как свои пять пальцев, получает денежное довольствие в три тысячи рублей, такое же, кстати, как и молоденький лейтенант.
Вместе с командиром полка смотрим по телевизору кадры, отснятые в Багдаде. Американский штурмовик кружит в небе над центром города, выписывая фигуры высшего пилотажа. Как бы между делом отстреливая тепловые ракеты, словно фейерверки, летчик, играючи, как на учениях, расходует свой боезапас по наземным целям. Гвардии полковник Попов говорит, что приходилось, и не раз, выполняя задания, «сталкиваться» в небе с американцами. В основном с истребителями. Ведут они себя достаточно корректно. Иногда бывает, что пытаются что-то рассмотреть, кружа вокруг корабля. Бывает, что поставят свой самолет на крыло, демонстрируя свои ракеты и давая тем самым понять – смотри, мол, я тоже на дежурстве. Ну а что до этих выкрутасов – полковник, как военный, американцев не осуждает. – Они выполняют приказ и делают это так, как их учили, – говорит Попов. – Как они привыкли делать на тренировках и не только на них. Практики у них хватает. Вот если бы в армии Ирака вооружение было поновее, посовременнее, тогда американцы и их союзники если бы и воевали, то совсем иначе. Во всяком случае, без подобных пируэтов.
Прозвучали пусть и не официальные, но достаточно веские заявления о возможных выводах, которые последуют в российской армии и оборонном комплексе. Одно из них, сделанное бывшим командующим ВВС России Анатолием Корнуковым, о том, что в ближайшее время руководство страны пересмотрит (и уже начало это делать) концепцию в развитии военной авиации, которая, как уже не раз доказали американцы, играет ключевую роль в современной войне. Приоритет, мол, будет отдаваться новым (модернизированным) и современным машинам и их системам вооружения, и т.д. и т.п. Опытные летчики по этому поводу вспоминают середину восьмидесятых, когда в авиации ходили слухи о скором принятии на вооружение и поступлении в авиационные части нового современного бомбардировщика ТУ-160. Тогда он пришел на смену турбовинтовым машинам 50-х годов. Сейчас, когда речь заходит о новых машинах, летчики мудро отделываются одной фразой: «Настоящий летчик должен уметь летать на всем». Для наших летчиков сегодня гораздо важнее и актуальнее летать. А на чем – это уже второй вопрос. Какой бы современной не была любая, в том числе и авиационная техника, какие бы современные технологии не использовались при ее создании, ничего неуязвимого в принципе нет и быть не может (невидимки «Стелс» тоже сбивают). А вот без человека, профессионала, у которого ни возле самолета, ни в полете не болит голова: как прокормить семью и как выжить, обуть, одеть и выучить детей на прожиточный минимум, уже не обойтись. Некоторые пробовали. Что получается – все мы знаем, наблюдаем и вероятно в скором будущем еще увидим.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 15(30), 18-24 апреля 2003 г.
Автор статьи: Иван ЗАЦЕПИН
Рубрика: Правопорядок