Яндекс.Метрика

В июне Саратов рискует остаться без денег

В июне Саратов рискует остаться без денег

По крайней мере, такого мнения придерживаются в Прокуратуре города

Ряд разоблачений и задержаний последних дней снова привлекли общественное внимание к органам прокуратуры. Становится ясно, что из просто надзорной инстанции прокуратура стала всерьез превращаться в активного участника многих социально-экономических и даже политических процессов в Саратове и области. Лишнее свидетельство тому – эксклюзивное интервью на актуальную тему межбюджетных отношений областного центра и области. С прокурором г. Саратова Евгением ГРИГОРЬЕВЫМ беседует Евгений АЛЕКСАНДРОВ.

– Евгений Федорович, существуют опасения, что городу не хватит бюджетных денег даже до конца июня 2003 года?

– Эти опасения небеспочвенны. В настоящее время дефицит бюджета города приблизился к предельно допустимым Бюджетным кодексом отношениям. Статья 92 ч.5 этого кодекса устанавливает размер дефицита не более 10%...

– А если будет больше?

– Следствием превышения предельного уровня расходов бюджета над доходами станет, во-первых, введение механизма секвестра расходов. Он выражается в пропорциональном снижении расходов бюджета (на 5, 10, 15 и т. д. процентов) ежемесячно, кроме защищенных статей.

– А во-вторых?

– Придется, например, привлекать средства путем выпуска займов и использования кредитов, что повлечет дополнительные расходы бюджета по уплате процентов при исполнении долговых обязательств.

– А в чем причина угрожающего положения? Вот так оно – вдруг и неожиданно – сложилось?

– Как известно, 14 мая 2003 года на 34-м внеочередном заседании Саратовской городской Думы были внесены изменения в бюджет Саратова-2003. Уменьшены доходы города на 37 миллионов рублей, а расходы увеличены на 79 миллионов рублей. В результате уточнений бюджета города превышение расходов над доходами составило 319 миллионов рублей, или 9,1%.

– Да, почти критическая черта... Но, видимо, есть серьезные причины, по которым Саратов вынужден идти на такие шаги?

– Реально бюджет Саратова по расходной части сформирован таким образом, что все направления деятельности органов местного самоуправления города недофинансируются на 30-60%. Только за 1 квартал на оплату потребленных ТЭР из бюджета города направлено 477,8 млн рублей, или 49% расходов. На выплату зар-платы бюджетникам направлено 305,1 млн рублей, или 31% расходов. Расходы бюджета города на выполнение федеральных законов составили 363,2 млн рублей, или 37% расходов.

– Можно сделать вывод, что, действительно, городские власти были правы в своих требованиях увеличить размер годового бюджета минимум до 5-6 миллиардов рублей? Ведь уровень расходов всего за одну четверть года показывает, как остро не хватает Саратову денег?

– Не секрет, что ненадлежащим образом финансируются наиболее социально значимые проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.

Это и оплата ТЭР, и предоставление льгот гражданам при реализации федеральных законов. А исполнение решения суда, в том числе и по предоставлению людям жилых помещений? Ведь это, как и содержание муниципального жилищного фонда, и реформирование системы ЖКХ, требует огромных денежных ресурсов!

– А выделяются сущие крохи?

– Просто идет финансирование ненадлежащим образом. Например, предусмотренные текущим бюджетом города денежные средства на возмещение убытков от предоставления ЖСК льгот по оплате коммунальных услуг, явно недостаточны. Фактическая обеспеченность деньгами составляет менее 60% от необходимого.

– Неужели областные власти не понимают, что городу становится не на что жить?

– Давайте посмотрим, как складывалась данная ситуация. Система ЖКХ реформируется и, в соответствии с нормативными актами РФ, из Федерального бюджета предусматривалось выделение дотаций на возмещение разницы стоимости жилищно-коммунальных услуг... Эти средства направлялись в бюджеты субъектов РФ. А они, в свою очередь, обязаны были распределить данные целевые средства муниципальным образованиям.

– Надо так понимать, что деньги областными властями были истрачены на другие цели? Праздники, статуи, приемы...

– При ежегодной потребности г.Саратова в дотациях на «Тепло» (на возмещение расходов ЖСК) в течение последних 5 лет в размере 313540 тыс. руб, Саратовской областной Думой по предложению правительства Саратовской области утверждены бюджетные расходы по данной статье в размере 186770 тыс.руб.

– Но это ведь не более 60% от законной потребности! И так, получается, идет финансирование по многим направлениям? А мы удивляемся, почему город не убирается, дома не ремонтируются, зарплаты нищенские...

– Именно таким вот образом правительством Саратовской области при формировании бюджетов области прошлых лет и Саратовской областной Думой при их утверждении не соблюдался принцип минимальной бюджетной обеспеченности (ст.135 Бюджетного кодекса РФ).

– Да нас, похоже, просто сознательно посадили «в долговую яму»! И где же выход?

– Погашение задолженности за ТЭР невозможно без принятия областной Думой решения о пересмотре параметров бюджета области за прошлый год в части увеличения средств на оплату этих ресурсов. Поэтому Саратовской городской Думой 16 мая 2002 г. приняты решения об Обращениях к правительству Саратовской области, Главному федеральному инспектору по Саратовской области, председателю Региональной энергетической комиссии по вопросу увеличения расходов бюджета г.Саратова. Однако, до настоящего времени каких-либо мер по увеличению финансирования расходов бюджета Саратова со стороны Саратовской областной Думы принято не было.

– Евгений Федорович, а как быть с такой проблемой. Тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию с января 2002 года выросли. Возросли и объемы затрат Саратова на оплату потребляемых ТЭР. Однако, бюджетом г.Саратова на 2003 год погашение дополнительных расходов по оплате ТЭР не предусмотрено...

– Скажу более того. Согласно информации Комитета по финансам администрации г.Саратова, лимит бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на 2003 год по оплате ТЭР, выполнен более чем на 50%. Отдельные муниципальные учреждения финансируются уже за счет бюджетных лимитов 3 и 4 кварталов 2003 года! Задолженность Саратова перед поставщиками ТЭР по состоянию на 1 апреля текущего года составляет 253 млн рублей.

– И никакой помощи со стороны областного правительства уже ждать не приходится?

– Посудите сами. В октябре 2002 года между администрацией Саратова и ОАО «Саратовэнерго» было заключено Соглашение (№ 20-690) о платежах за тепловую и электрическую энергию... Согласно пункту 3.2 этого документа, правительство Саратовской области приняло на себя обязательства по выделению дополнительных средств г.Саратову на покрытие разницы в тарифах. Обязательство, как и все Соглашение, было утверждено губернатором Аяцковым Д.Ф. Однако, до настоящего времени дополнительных ассигнований из бюджета области не выделено.

– А в чем может быть причина? Кто виноват в недостаточности денег по многим статьям расходов города?

– Вот, например, Прокуратурой города установлено, что при формировании бюджета на 2003 год депутатами Саратовской городской Думы не в полном объеме были учтены расходы на выполнение государственных полномочий по реализации льгот по Федеральному Закону «О ветеранах». На эти цели в бюджете города предусмотрено выделение денежных средств в размере 142266,7 тыс. руб. А законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2003 г.» (от 16.12. 2002г.) предусмотрено, что расходы на реализацию ФЗ «О ветеранах» при определении нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов учтены в бюджете г.Саратова в размере 324036,9 тыс. руб.

– Получается, что эта, более крупная сумма, учтена областным бюджетом для г.Саратова, но почему-то в расходной части бюджета Саратова данные средства не учтены в полном объеме?

– Да, и это тем самым противоречит требованиям ст.25 ЗСО «Об областном бюджете на 2003 год». Данные действия депутатов Саратовской городской Думы привели к сокращению размеров источников на оплату потребляемых энергоресурсов и росту неплатежей в сфере ЖКХ г.Саратова. Ведь на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по ФЗ «О ветеранах» предусмотрено всего лишь 101766,7 тыс. руб. при существующей потребности г.Саратова в 271100 тыс. руб. (как это следует из письма Комитета по экономике и инвестиционной политике администрации г.Саратова от 24.04.2003).

– И какие же меры вы планируете предпринять для исправления положения?

– Меры уже приняты. Прокуратурой г.Саратова предъявлено заявление в Волжский районный суд г.Саратова о признании недействующим в части решения Саратовской городской Думы постановления от 28 января 2003 года № 30-279 «О бюджете города на 2003 год».

– Понятно, что в этом вопросе существует некая недоработка городской Думы. А что же Дума областная? Она учитывает потребности нашего миллионного города при формировании бюджета области?

– Саратовской областной Думой принят ЗСО «Об областном бюджете на 2003 год», которым нарушаются права муниципального образования области – города Саратова – в части не-финансирования дополнительных расходов бюджета города. Так, правительством области до настоящего времени не заключено ни одного договора с муниципальными образованиями области о порядке реализации переданных государственных полномочий. Хотя, отмечу, фактически данные полномочия исполняются органами местного самоуправления в части реализации ФЗ «О ветеранах», «О погребении и похоронном деле», «Об основах жилищной политики», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации» и других.

Бюджетом области на текущий год не гарантирована материально-финансовая обеспеченность фактически переданных государственных полномочий муниципальному образованию – городу Саратову.

Окончание в следующем номере


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 19(34), 23-29 мая 2003 г.


Автор статьи:  Евгений АЛЕКСАНДРОВ
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: