Расплывчатый вопрос без четкого ответа
Сразу несколько «национальных» событий произошли в Саратове за этот неполный месяц. В Усть-Курдюме в 13-й раз отметили Сабантуй, незадолго до Дня независимости в область наведалась официальная делегация республики Казахстан, а накануне 12 июня в Национальной деревне на Соколовой горе была открыта вторая улица. В «национальном» духе область, похоже, и закончит июнь этого года, поскольку 26-го числа в Саратове под эгидой движения «Мусульмане России» должна пройти научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур и цивилизаций». «Национальный вопрос» весь этот год в стране и области наверняка будет оставаться на острие общественного внимания. Кто и как должен им заниматься?
Саратовская область входит в число регионов России, где проблемы межнациональных отношений решаются успешно. Национальное согласие в губернии есть. И доказательство тому, как это ни покажется странным, – то самое печально известное «дело о хорьках». Именно в разгар тех событий многим стало ясно, что национальное согласие – явление вовсе не эфемерное. Когда согласие было, его никто как-то и не замечал. Исчезновение же сразу стало «темой № 1» для всей общественности. Так что, с одной стороны, область решает «национальный вопрос» достаточно успешно. С другой, именно «дело о хорьках» показало, что многие властные подходы к этому сложному процессу устарели. Как и то, что руководство области склонно использовать «национальный» фактор как рычаг для решения вопросов, не понимая, что последствия от употребления такого «оружия» могут оказаться смертельными для тех, кто его применит. Впрочем, об этом немного позже. Пока попробуем понять, что собой представляет Саратовская губерния в свете «национального вопроса».
На исходные позиции
Наша область – это, в какой-то степени, уменьшенная копия со всей Российской Федерации. На территории страны, по данным прошлой переписи (новые цифры пока не обнародованы) проживают представители 176 национальностей. В области их меньше – 111. Но в процентном соотношении национальный состав губернии почти такой же, как и в целом в России: 86 % – русские, 14 % – представители других наций и народов. Среди них лидируют украинцы – более 100 тысяч человек (3,8%), казахи – 73 тысячи (2,7%), татары – 53 тысячи человек (1,9%). В регионе насчитываются сейчас около десятка национально-культурных автономий, множество культурных центров и более 50-ти национальных общественных организаций.
Неплохой пример «национального» подхода к воспитанию молодого поколения жителей губернии – сфера образования. В 9 дошкольных учреждениях нескольких районов области изучают в качестве родного татарский язык. Его же учат почти полторы тысячи школьников нескольких районов. Хорошо известна Национальная татарская гимназия, на базе которой ежегодно проходят олимпиады и конференции. Впрочем, школьники в области осваивают и другие национальные языки. В 5 школах разных районов учат казахский, в двух начальных школах Пугачевского района – башкирский, в 4-х школах Базарно-Карабулакского и Петровского районов – мордовский. В трех школах области как родной язык изучают немецкий.
Власти области оценивают общую ситуацию в сфере национальных отношений положительно. Как сказано в документах областной целевой программы национально-культурного развития народов на 2003-2006 годы, «анализ ситуации показывает, что основные подходы к национально-культурному развитию народов верны». Впрочем, авторы сразу же оговариваются, что «существуют некоторые элементы скрытой напряженности».
Однако есть и те, кто склонен оценивать нынешнюю ситуацию как движение назад с уже достигнутых рубежей. Член сети этнологического мониторинга института этнологии и антропологии РАН Лилия Чудаева, которая много лет занималась проблемами национальных отношений в областном правительстве, считает, что в нашей области налицо спад национальной общественной активности – как в сфере образования, так и в области культуры. По ее мнению, власть перестала работать с «массами» – в виде объединений и организаций. И просто переключилась на их лидеров.
Что касается других конкретных мер для укрепления национального согласия, то область вполне могла бы взять на вооружение опыт соседних регионов. Чего пока не сделала. Скажем, вместо издания многочисленных альбомов-буклетов заняться средствами массовой информации. По словам Чудаевой, в Оренбурге, который является примером одного из самых успешных регионов по решению «национального вопроса», на местном телевидении выходит до десятка национальных программ и издаются около 30 национальных газет, причем не на русском языке. И это вполне справедливо. Представители других наций и народов – такие же налогоплательщики, как и русские. А потому рано или поздно начинают задаваться простым вопросом – почему они не могут читать периодические издания на родном языке?
Он чужой, он чужой – он плохой
Впрочем, национальная ситуация в стране и области сейчас такова, что властям нужно заниматься и такой проблемой, как самосознание... самих русских. «Сегодня этническая проблема – это проблема этнического большинства, а не меньшинств. К 1999 году до половины участников различных опросов поддерживали идею «Россия – для русских». Это удивительно, потому что национальное большинство в любой стране, как правило, меньше подвержено национальным фобиям, чем меньшинства», – отметил на апрельском форуме Клуба региональной журналистики «Из первых уст» в Москве один из ведущих экспертов по национальным отношениям страны Эмиль Паин. По его словам, с 90-х годов идет нарастание этнофобий, причем в образованных слоях российского общества. И именно они выдвигают идеи квот для нерусских по национальности на руководящих постах и другие подобные предложения.
Фобии среди русских, о которых идет речь, любому из нас хорошо известны. Наглядные проявления их – это объявления типа «сдается русским», «только для русской семьи». Их количество не уменьшается. Эмиль Паин подчеркнул, что сейчас то время, когда «необходимо восстанавливать национальную гордость Великороссов». Как сделать это, не задевая интересы других национальных групп – вот настоящая, масштабная задача для представителей власти, причем любого уровня.
Национальный вопрос в стране и любом ее регионе все теснее становится связан с проблемой миграции. Даже к этническим русским, русским по внешнему виду, которые приехали из других республик, россияне относятся как к людям «иным». А что уж говорить про мигрантов других наций... Почему так происходит? Вот что заявил по этому поводу на апрельском форуме Клуба региональной журналистики в Москве директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. «Есть масса проблем, с которыми сталкивается любой нормальный человек в самой развитой стране. Низкий заработок, стрессы, потеря работы и так далее. Чужой, особенно если он этнически отличимый, узнаваемый чужой – это лучший способ объяснения самому себе природы своих проблем. «Я не потому остался без работы, что я не умею и что я ленивый. Это «эти» люди у меня отобрали работу!». Сам факт «их» присутствия становится таким простым объяснением всех проблем, что не воспользоваться им для безответственных политиков – просто грех», – отметил экс-премьер.
Россия – это не страна русских
Печально, но факт: население страны не хочет осознавать, что представители всех наций и народностей имеют равные права на российскую землю. Для всех жителей страны впору провести масштабную пиар-кампанию и разъяснить наконец людям, что все они – прежде всего россияне. «Россия – традиционно полиэтническая страна. Есть иллюзия, что Россия когда-то была страной русских. Россия никогда ей не была. Она была страной подданных русского царя. Потом Россия была страной подданных тоталитарной империи. Если мы с вами попытаемся вспомнить список представителей политической и культурной элиты России последних трех веков, которые не являются этническими русскими, мы просто замучаемся его писать. Россия – это не страна русских, а страна россиян, российских граждан, где татарин или удмурт не в меньшей степени россиянин, чем русский. И сейчас мы как на развилке. Либо мы будем использовать этот потенциал для того, чтобы сделать российское общество открытым для интеграции в него российских граждан, вне зависимости от страны происхождения. Либо мы будем скукоживаться и говорить, что русские – это первый сорт, а все остальные – это второй сорт. Тогда, конечно, нас ждет очень неприятное будущее», – отметил Егор Гайдар. И спорить с ним просто глупо.
Что касается Саратовской области, то становится совершенно ясно, что в решении национальных вопросов «рулевым» губернии и их помощникам нужно отказаться от формализма. Казахская юрта, стоявшая в день визита делегации Казахстана на Театральной площади, после торжественных речей была заперта на замок. Те «простые» саратовцы, кто и хотел бы познакомиться с другой культурой, не могли этого сделать. Спрашивается тогда, зачем нужно вообще было ставить эту юрту? Если подобная участь постигнет все остальные областные «межнациональные» мероприятия, то ни о каком движении вперед в этом вопросе говорить не придется. В новой областной программе запланирована гора всяких национальных праздников и «дней культур». Что ж, если специалисты уверены, что это подействует – дай Бог. Только пусть они не забывают приглашать многонациональный саратовский «народ» на все эти события, а не делать их ради «галочки». Зовите русских на национальные праздники других народов, а тех – на русские гуляния. И не забывайте звать русских людей на их же собственные праздники!
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 22(37), 20-26 июня 2003 г.
Автор статьи: Олег СВОБОДИН
Рубрика: Общество