Яндекс.Метрика

Мертвая петля

Мертвая петля

В минувшую субботу в летном городке энгельсской авиабазы прощались с членами экипажа стратегического ракетоносца ТУ-160, разбившегося на прошлой неделе. На импровизированном базарчике возле КП первой «летки» безлюдно с самого утра. Редкие бабульки с семечками и продавцы цветов вполголоса сообщают покупателям: «У нас сегодня траур». Черные ленты на государственном флаге над входом в гарнизонный Дом офицеров. На улочках военного городка необычно много людей в милицейской форме. К одиннадцати часам утра к залу, где под гипсовым двухметровым Гагариным установлены четыре гроба, обитые пурпурным бархатом, выстраивается огромная очередь. Кажется, весь летный городок сегодня здесь – от школьников до седых стариков. Входящие проститься наталкиваются на стенд с фотографиями летчиков и выписками из их личных дел.

Командир корабля – Юрий Дейнеко, 40 лет. Гвардии подполковник, заместитель командира полка по летной подготовке. Военный летчик первого класса. Общий налет 1296 часов. В 2003 году налетал 60 часов.

Помощник командира – гвардии майор Олег Федусенко, 33 года. Военный летчик второго класса. Налетал 579 часов. В этом году – 6 часов.

Штурман корабля – гвардии майор Григорий Колчин, 44 года. Военный штурман-снайпер. Налет – 2150 часов. В 2003 – 65 часов.

Второй штурман – гвардии майор Сергей Сухоруков. Погиб накануне своего 31-го дня рождения. Военный штурман третьего класса. Налетал 540 часов, в этом году был в воздухе 6 часов.

Особняком держатся делегации Энгельсского района и правительства области. Последних провели в траурный зал без очереди, воровато. Вполголоса интересуемся у министра труда и социального развития области Александра Гатвинского, намерено ли правительство оказать семьям погибших материальную помощь? Тот неохотно сообщает, что губернатор уже подписал соответствующее постановление: «Семьи получат достойную материальную помощь». Тут же спохватился: «Подождите, напишите просто – помощь...»

Троих из погибших летчиков похоронили на энгельсском городском кладбище. Сергея Сухорукова по просьбе его матери захоронили на родине штурмана в Республике Марий Эл.

Есть только миг

По информации, которую нам сообщили достоверные источники, можно с большой долей вероятности предположить, как развивались события в тот злополучный день – четверг, 18 сентября. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с бортовым номером «01», носящий имя «Михаил Громов», взлетел с авиабазы в Энгельсе в 10 часов 30 минут. Перед экипажем стояла задача: проверить в воздухе один из четырех двигателей (крайний справа), над которым за неделю до этого «колдовали» авиатехники полка. Утверждать, что старый двигатель заменили на новый, нельзя. Известно, что с 1995 года Самарское АО «Мотостроитель» двигателей НК-32, которые установлены на бомбардировщиках ТУ-160, не производит. Однако в полку находится представитель казанского авиазавода, который принимает решение о возможности производства работ по замене подвесного оборудования, узлов и агрегатов на месте. По предварительным данным «новый двигатель» не рассматривается как причина пожара. Более того, на месте катастрофы он единственный найден не обгоревшим.

Полет проходил штатно. Ориентировочно в 11 часов 03 минуты экипаж вышел на связь. Сообщение было невнятным. Связь прервалась. Отметка о нахождении самолета в воздухе исчезла с экранов РЛС. О том, что горит двигатель, стало известно, когда раз десять прокрутили ленту магнитофонной записи, на которой фиксируются все переговоры экипажа с землей. Руководство полетами продолжало безуспешные попытки связаться с экипажем. Как рассказал один из летчиков дивизии, пожелавший остаться не названным, ситуация в небе развивалась в промежутке от 18 до 35 секунд, когда загорелся второй двигатель корабля (нумерация двигателей производится слева направо по направлению полета). Затем огонь охватил первый двигатель. Вспыхнул третий. ТУ-160 оборудован аварийной системой тушения загоревшихся двигателей. Но в данном случае она не помогла. Теоретически самолет может продолжать полет и совершить посадку на двух двигателях при условии, если работающие останутся по одному с каждой стороны фюзеляжа. (В начале 90-х другой ракетоносец полка, пилотируемый тогдашним командиром дивизии генералом Моховым, попал в сложную ситуацию. У самолета загорелся один из двигателей. Пожар удалось потушить, а бомбардировщик благополучно совершил посадку на трех двигателях. Больше никаких серьезных инцидентов с этими самолетами в энгельсском полку не было.) С высоты чуть более тысячи метров ракетоносец «свалился» вниз до пятисот метров. Летчики говорят, что даже пилоты падающего истребителя на такой высоте покидают машину. Времени и неба уже не хватит, чтобы выровнять машину, вывести ее из пикирования. Вероятно, именно на этой высоте очевидцы из числа местных жителей слышали первый хлопок, похожий на взрыв.

Решение о катапультировании экипажа на ракетоносце принимает командир корабля. Он же приводит систему аварийного покидания корабля в действие. Первыми катапультируются кресла штурмана и его помощника, расположенные сзади. С задержкой в десятые доли секунды выстреливаются кресла командира и второго пилота. Юрий Дейнеко сделал все возможное. Аварийная система сработала штатно, но опять же не хватило высоты, да и угол падения самолета был велик. Кресла с летчиками катапульта отстрелила не вверх, а почти параллельно земле, по курсу падающего бомбардировщика. Полностью раскрылся парашют только второго штурмана Сергея Сухорукова. Самолет врезался в землю, и людей еще в воздухе накрыло огненным взрывом. По одной версии, пилоты погибли мгновенно от разрыва сердца. По другой, первые подоспевшие на место катастрофы люди утверждали, что один из летчиков еще подавал признаки жизни.

Стратегический ракетоносец ТУ-160 рухнул в степи между населенными пунктами Степное и Советское в сорока километрах от своей базы. Обломки самолета были разбросаны примерно на 500 квадратных метрах. На месте падения до черноты выгорела земля. Первыми до места катастрофы добрались местные жители. Некоторых из них, собиравших ценные, по их мнению, обломки цветного металла, задержала подоспевшая милиция. Она же выставила оцепление по всему периметру в два эшелона. Появившихся на поле папарацци загнали в УАЗик «скорой помощи». За оцепление пропустили лишь поисковиков и пожарных из МЧС, военных, сотрудников ФСБ и военной прокуратуры. Последним на место трагедии прибыл губернатор. Выслушав доклады военных, он с ходу сделал официальное заявление о том, что летчики проявили героизм и не покинули самолет, уведя его от населенных пунктов, а заодно и от крупнейшего подземного хранилища газа, предотвратив экологическую катастрофу.

Пошла писать губерния

С первых часов трагедии официальные лица: военные, ФСБ, прокуратура сделали все возможное, чтобы расплодить слухи и домыслы вокруг произошедшей катастрофы, чем не преминули воспользоваться все средства массовой информации. И если губернатор Аяцков еще имел формальное право высказать свою официальную версию случившегося (как-никак он однажды был произведен в почетные летчики дальней стратегической авиации и даже прошел обряд крещения: взяв его за руки и за ноги, летчики шмякнули губера задним местом о колесо переднего шасси ТУ-95МС, на котором его катали), то остальные занимались чистым сочинительством. Чего стоят, например, такие сообщения информационных агентств: «В пятницу 19 сентября с рассветом возобновились поиски третьего «черного ящика» (бортового самописца) на месте катастрофы ТУ-160 у поселка Советское Саратовской области». Любой летчик в полку и дивизии мог бы сказать, что на ракетоносце два «черных ящика» и оба нашли в первые часы поисков среди обломков. По нашей информации, все местные службы и правоохранительные органы, не говоря уже о военных летчиках, получили строжайшее указание вышестоящего московского начальства – исключить какую бы то ни было утечку информации. Предлог банальный – стратегический бомбардировщик представляет военную тайну, а его начинка еще и секретна. Между тем, всем известно, что с распадом СССР 19 ракетоносцев без малого десять лет находились в самостийной Украине, на авиабазе в Прилуках. Те же американцы излазили, исползали ТУ-160 вдоль и поперек. Официальные лица воздержались от комментариев даже тогда, когда газета «Коммерсант» прямо обвинила командование полка и дивизии в нарушении инструкций. Якобы замену двигателя, если она была сделана, должны были производить только в заводских условиях. Правда, издание не уточнило, каким макаром надо перегонять 275-тонную машину на казанский авиазавод? Впрочем, версий случившегося, как уже сказано, было много. Но, пожалуй, впервые за несколько лет среди причин столь крупной катастрофы не озвученной осталась возможность совершения террористического акта. Хотя тоже странно. Если вспомнить трагедию с взрывом ракетоносца «Курск», то, по заявлениям трехгодичной давности, на борт субмарины могли проникнуть наймиты Басаева и Масхадова. А вот пробраться на аэродром, получается, не имели ни малейшей возможности.

Как бы там ни было, разбираться в причинах случившегося будут в первую очередь представители завода-изготовителя и военные, эксплуатировавшие самолет. По нашим данным, и те и другие уже сегодня все больше склоняются к версии о неполадках в одном из узлов самолета, отвечающем за подачу топлива.

К этому все и шло

Эту фразу, смахивая набежавшую слезу, обронил один из летчиков на похоронах своих товарищей. Ее же, только другими словами, повторил министр обороны Сергей Иванов, выступая по каналу НТВ. Он признался, что летчик стратегического ракетоносца, несущего ядерное оружие, получает в месяц столько, сколько продавец арбузов в Москве. Тут министр явно не договорил. Ту «десятку» месячного жалования летающего командира корабля, в звании полковника, торговец имеет в день. Если же чин и должность у офицера ниже, то и заработок его, соответственно, смешной. Что уж говорить о техниках, которые готовят самолет к полету. Молодой лейтенант до «трешника» не дотягивает.

Когда в декабре 1999 – январе 2000 года летчики перегоняли с Украины выкупленные правительством России ракетоносцы, то как анекдот рассказывали, как в день своей независимости хохлы ищут-собирают керосин, заправляют один из еще «живых» ТУ-160 и гордо демонстрируют его на военном параде, пролетая над Киевом. И тогда и сейчас не принято говорить о том, что и в России большинство самолетов дальней авиации простаивает с зачехленными кабинами на стоянках авиабазы. Летают несколько машин, но и для них полеты перестали быть редкостью только в последний год. То учения страна затеет, то авиасалон устроит. А так – все больше полеты проходили на тренажерах. Летчики говорят, что имитация полета полная, только подсознательно все равно понимаешь, что сидишь на земле. А потому в голову лезут разные мысли: где занять деньги до получки, как обуть, одеть, прокормить семью, собрать детей в школу и оплатить их учебу.

У летчиков давно сложились свои суеверия. Например, в полках никогда не было, нет и не будет самолета с бортовым номером «13». На тринадцатое число отцы-командиры стараются не назначать полетов. Не принято фотографироваться перед заданием и пускать в кабину корабля посторонних, даже летчиков. Теперь в список плохих примет, видимо, попадет осень. А следом за ней и сами полеты в своей стране.

Лебединая песня

Стратегический многорежимный бомбардировщик ТУ-160 (по натовской клаccификации – Black Jack) – самый крупный и мощный на сегодняшний день боевой самолет. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием целей в удаленных географических районах и глубоком тылу противника. Первый отечественный серийный бомбардировщик, при создании которого применены технологии снижения его радиолокационной заметности.

Его разработка началась в середине 60-х двумя ОКБ Мясищева и Сухого. Позже работы по созданию самолета возглавило ОКБ Туполева. Поставки ракетоносца в части ВВС начались в 1987 году. На самолете ТУ-160 установлено 44 мировых рекорда. В НПО «Радуга» ведутся работы по созданию на базе ТУ-160 самолета ТУ-160МС для запуска космической ракеты-носителя «Бурлак».

Размеры самолета действительно впечатляют: размах крыла 55,7/35,6 м (крыло изменяемой стреловидности). Длина -54,1 м, высота – 13,1 м. Диапазон углов стреловидности крыла – 20 – 65 градусов. Максимальная скорость на больших высотах – 2000 км/ч, на малых, у земли, – 1300 км/ч. Потолок – 16000 м. Дальность полета с максимальной нагрузкой – 10500 км, с нормальной – 14000 км. Максимальная взлетная масса – 275 тонн. Самолет оснащен прицельно-навигационным комплексом, позволяющим поражать наземные и морские цели вне зависимости от времени суток, региона и погодных условий. В двух внутрифюзеляжных грузовых отсеках может размещаться до 40000 кг. Вооружение: управляемые ракеты типа Х-55 – 6 шт. или Х-55М – 12 шт.

Ориентировочная цена одного такого ракетоносца более 100 млн долларов. По своей мощи вооружения, радиусу действия военные иногда сравнивают стратегический сверхзвуковой ракетоносец с атомной субмариной с ядерным вооружением.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 35 (50), 26 сентября – 2 октября 2003 г.


Автор статьи:  Игорь ПЛОХОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: