Яндекс.Метрика

Мы вымираем и хиреем

Мы вымираем и хиреем

10 декабря в Саратовском областном Доме науки и искусства состоялась презентация издательства «Саратовский писатель». Выяснилось, что издательство существует уже целый год и выпустило более десяти книг, а презентацию проводит с целью привлечь к себе внимание юных и не очень дарований, а главное – спонсоров. Но писателей было немного, а от всех приглашенных министерств присутствовал только представитель министерства культуры.

НЕДРЕМЛЮЩАЯ ОППОЗИЦИЯ

Первым выступил директор Дома науки и искусства и поведал о том, что название издательства очень символичное, известное (?), нужное, что издательство призвано обобщить молодых и старых, печатая даже тех авторов, которых нигде больше не захотели издавать. И если спонсора найти не удастся, то издательство с радостью напечатает книгу за счет автора.

После такой вступительной речи заскучавших было слушателей решил развлечь своей автобиографией директор издательства (он же директор типографии «Новый ветер») Александр Евтеев. Присутствующие узнали о наличии у директора двух высших образований (с указанием времени и места обучения), о том, что не хотел Евтеев как все стать космонавтом, а всегда хотел иметь собственное издательство. Резонно возникший у публики вопрос задал один из приглашенных саратовских литераторов – Яша Удин: «А читает ли директор книги?». Надо сказать, что Яша Удин и явно солидарный с ним саратовский поэт Иван Малохаткин добровольно являли собой оппозицию «Саратовскому писателю», всем своим видом и репликами намекая, что от этого издательства ничего хорошего не дождешься, и тем самым превратили вялотекущую презентацию в острое драматическое действо. Однако на вопрос Удина директор отвечал, что он не только читает и любит книги, но и является техническим редактором некоторых напечатанных издательством книг. Увидев, что тема разговора уходит в непредсказуемом направлении, слово взял главный редактор издательства Михаил Меренченко. Он сказал, что это скорее не презентация, а встреча с саратовскими писателями с целью обсудить создавшееся их положение в родной губернии: почему, к примеру, саратовские литераторы печатаются в издательстве «Воронежский писатель», показал письмо Д.Ф. Аяцкову, в котором предлагается создать на базе Столыпинского центра поэтические студии, проводить ежегодные поэтические конкурсы и пр. (Аяцков пока не ответил). «Может, мы издадим не так, но не хуже», – заявил главный редактор, делая акцент на том, что у «Саратовского писателя» есть собственная типография, а значит, и возможность издавать книги молодых авторов любым тиражом. Большинство же других издательств, по его словам, сотрудничает с полиграфкомбинатом, а там минимальный заказ 3000 экземпляров. Здесь Удин снова активно включился в действие, поинтересовавшись, когда же, наконец, прекратятся разговоры о деньгах, а начнутся о НАСТОЯЩЕЙ литературе, к которой, по его мнению, не все присутствующие авторы имеют отношение. Главный редактор ему возразил, что презентация все-таки издательства, и посоветовал оставить амбиции за дверью.

На этом официальная часть мероприятия закончилась.

«УЖАС, СМЕХ И СЛЕЗЫ»

Во второй части изданные авторы должны были зачитывать отрывки из своих книг. Первым вышел Владимир Шабаев и стал рассказывать про свое детство, про принадлежность к «казачьей крови». На что Яши Удин посоветовал ему просто прочитать стихи.

И был абсолютно прав: в книге стихов «Казачья кровь» (Саратов: Саратовский писатель, 2003. – 44 с. Тираж 1000 экз.) сведений об авторе достаточно. Там есть и скорбь о том, что он, потомственный казак, вынужден проживать в городской квартире, и дома не был 18 лет, и рифмованные воспоминания о детстве, и о 25-летней службе в армии, плюс лирическое, плюс историческое. Всего 23 бесхитростных поэтических текста, не претендующих на открытия в области поэтической формы и не обремененных, слава Богу, какой-либо идеологией: просто с казачьей прямолинейностью автор сообщил нам, что он – хороший человек: «...Но я жил по дедовским заветам: Совесть ставил во главу угла». В предисловии к книге еще один саратовский поэт Николай Байбуза высказался так: «В. Шабаев – поэт беспощадно самокритичный: за много лет работы над словом – публикует книгу чуть потолще блинка-матушки. Не толкался он в приемной местной славы, доводя свои стихи – то до легкости птичьего перышка, то до весомости солдатского автомата». Горе читателю! – если допустить, что в «Казачьей крови» преобладают перышки, то в нагрузку к следующей книге будет прилагаться бронежилет?

Владимир Шабаев оказался не единственным самокритичным поэтом в зале. Его сменил другой автор издательства «Саратовский писатель» – Игорь Книгин, кандидат филологических наук, доцент. О своей книге стихов «Спелые ночи» (Саратов: Саратовский писатель, 2003. – 60 с. Тираж 500 экз.) он высказался в том смысле, что все это никому не интересно и не нужно. Посетовав на недостойное поведение Удина, он начал читать новые стихи. Нельзя не процитировать фразу из предисловия того же Байбузы к книге «Спелые ночи»: «Эти стихи не прожигают бумагу, но и не корчатся от стыда за своего хозяина». И это очень верно, потому как хозяин, кажется, сам уговаривает свои стихи не корчиться, наполняя их умеренно-вторичными образами и постоянно подчеркивая свою собственную малость и незначительность. «Светлее мысль о среднем дураке, / К которому себя невольно отношу я...». И не только он такой, а и вся жизнь такая: «И потому так просыпаться лень: / Не наступает настоящий день». Его лирический герой беден, ему даже кофе не по карману, не говоря уж о Париже («...кафе, Париж и пруд Трижды не для нас»). Зато он имеет «запасных для жизни людей». Но, конечно, ни «житейская жижа печальных событий», ни «чреда простоквашно окрашенных дней» не могут помешать поэту любить Родину, и про эту любовь он, утратив филологическое чутье и даже грамотность, рубит сплеча: «И любовь есть к моей Отчизне, / Несмотря на враждебность смут, / Опоясавших нашу Родину / Поперек и впродолье то ж, / Постаравшихся под «уродину» / Подтолкнуть окровавленный нож...».

Презентация продолжалась. Слово попросил Олег Молотков, объясняя тем, что он вследствие травмы глух, и поэтому скучает на презентации, а уйти, лишив публику удовольствия послушать его произведения, он никак не может (надо ли говорить, что это заявление было подвергнуто язвительным замечаниям со стороны оппозиции). Всякий более или менее продвинутый читатель заподозрил бы автора книги «Ужас, смех и слезы...» (Саратов: Саратовский писатель, 2003. – 216 с. Тираж 999 экз.) в авангардизме. Судите сами: «Не бей клопов и тварей в этом роде. / Ты нарушаешь равновесие в природе». Еще: «Когда бьет в голову моча / Лечитесь, голову моча». О Ленине, на тело которого «прут» смотреть «бескультурные» люди: «Это вам не хрен моржа, / А гений человечества». Однако «дедушка добрый» (так себя поэт отрекомендовывает) не так уж и добр, а то и вовсе агрессивен: «С прохиндеями воюя, / с молотком в руке стою я». «Все у нас принадлежит евреям, / мы же вымираем и хиреем», «Президент жидовствующий Боря, / через край с тобой хватили горя», «Государство с вами стало чистым, / все отдали в руки сионистам».

Последним выступал Владимир Разин Его книга «От Минска до Хвалынска. Дети Белоруссии на земле саратовской» (Саратов: Саратовский писатель, 2003. – 368 с. Тираж 500 экз.) о детях из Белоруссии, которые в войну оказались воспитанниками саратовских детских домов, заслуживает и внимания, и уважения. В ней опубликованы и прокомментированы справки об эвакуированных детях, списки узников концлагеря, акты приема-сдачи воспитанников детдомов, воспоминания, портреты детдомовцев. Необязательно было автору разбрасывать повсеместно восклицательные знаки и выделять что-то шрифтом: факты кричат сами за себя. Книга не вполне документальная: в ней и стихи, и поэма, и проза Разина. Но у кого поднимется рука оценивать достоинства или недостатки художественной части книги в таком контексте?

Под занавес совсем уж заскучавший Удин с кем-то поругался и, как обещалось, был удален из зала. Вовсе однако не ушел, а начала банкета дожидался в коридоре.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №46 (61) 19-25 декабря 2003 г.


Автор статьи:  Анна САФРОНОВА, Вячеслав ЧИЧКОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: