Возвращение блудного «Тигра»
Об операции по возвращению законным хозяевам выпрошенного напрокат фашистского танка «Тигр» написал даже ленивый. По этому поводу с трибуны областного актива губернатор заявил, что газеты могут трезвонить о чем угодно, но «Тигр» в парк Победы вернется. Ответом ему стали жидкие аплодисменты – не поверили. А зря.
ЯЗЫК ДО СТАЛИНА ДОВЕДЕТ?
Самое удивительное в этой истории то, что «Тигр» находился у нас под носом почти 60 лет, а мы ничего об этом не знали. Гриф секретности с документов, посвященных уникальной и одновременно самой неудачной операции фашистов по уничтожению Сталина, сняли не так давно – всего несколько лет назад. Вы, наверное, помните, с каким остервенением трудился на Соколовой горе экскаватор в поисках бункера Иосифа Виссарионовича? Бункер этот есть. Копать надо было глубже! Теперь придется искать танк на дне Волги.
План молниеносной войны Гитлера включал в себя и такой пунктик, как немедленное физическое устранение Сталина. Конечно, фюрер знал, где находятся бункеры советского лидера. Саратов, Куйбышев (теперь Самара), Красноярск (теперь Красноярск)... Вместе с тем главный фашист понимал, что, пока его армия углубилась на территорию СССР не глубоко, Сталин находился в пределах досягаемости. Но пройдет немного времени, и вождь всех народов переберется за Урал. А попробуй долететь до Красноярска на «Фокевульфе»...
Тогда и было принято ставкой фюрера решение готовить «Тигров» к забросу в тыл врага – по одному в каждый из городов, где мог находиться Сталин. Саратов был в числе первых. Расчет делался на фактор неожиданности. Дескать, появится откуда ни возьмись немецкая боевая машина на улицах города, и население от страха забудет обо всем.
Закинуть танк в тыл можно только по воздуху, и лучшие умы порабощенной Европы под дулами фашистских автоматов засели за чертежи. В августе 41-го была изготовлена пилотная партия авиаперевозчиков на базе «Фокевульфа». Новые самолеты стали называть «Быками» – за страшный рев мотора и огромные размеры. В брюхо «Быка» легко помещался «Тигр» и несколько человек обслуживающего персонала. По хитрому плану танк с помощью специального парашюта должен был мягко спланировать на спящий город, а там найти бункер Сталина было делом техники. Язык, как говорится, до Киева доведет.
Испытания проводились в такой секретной обстановке, что, боясь утечки информации, даже фюреру докладывали не каждый день. Когда все было готово, Гитлер лично благословил на трудное задание летчиков Райнера Гросса и Маттиаса Кнупа, а также экипаж танка (их имена неизвестны по сей день). В архиве рейха как драгоценная реликвия долгое время хранилась магнитофонная запись той самой речи Гитлера, которая заканчивалась словами «Сталин капут!»
РЫБАКИ ЛОВИЛИ РЫБУ, А ПОЙМАЛИ ТАНК
19 сентября 1941 года, успешно преодолев линию фронта, «Бык» с «Тигром» на борту подлетал к Саратову. Было раннее утро. Над Волгой стелился туман. Но несколько рыбаков на деревянных лодочках уже занимались своим нехитрым промыслом. К счастью, в тот день клевало плохо, и рыбаки все больше глядели на небо, чем на поплавки. Один из них – Николай Степануха – заметил кравшийся в воздушном пространстве подлый немецкий самолет. Отстучав фонариком морзянку войскам ПВО, Степануха спас город от крупных неприятностей. Заработала наша зенитка, и «Бык» задымился в тот момент, когда пилотам казалось, что задание они успешно выполнят – уже открывался люк и вываливался танк.
Самолет рухнул в Волгу, туда же на парашюте спустился «Тигр», немало удивив видавших виды саратовских рыбаков. Поскольку люки танка были предусмотрительно заварены (чтоб экипаж не сбежал), вряд ли кто-то спасся. По свидетельству рыбаков, наблюдавших спуск «Тигра» на воду (примерно в трехстах метрах от памятника влюбленным. – Авт.), они долго плавали над местом погружения вражеского танка, собираясь огреть веслом любого, кто покажется над поверхностью воды.
НЕМЦА ИЗУВЕЧИЛИ В УВЕКЕ
Райнер Гросс выжил чудом. Он видел, что случилось с «Тигром». Понимал, что задание провалено, и не видать ему очередного железного креста. Вынести этой мысли он не мог. Гросс выхватил пистолет и сам отправился на поиски бункера Сталина. Не зря же в разведшколе он учил ломаный русский.
Поскольку приземлился немецкий летчик в районе Увека, путь ему предстоял неблизкий. Тем более что не все жители знали, где находится бункер, и не могли правильно сориентировать Гросса. Кроме того, волочившийся за ним парашют вызывал у наиболее бдительных саратовцев некоторые сомнения, а у иных – вполне законное желание вломить незнакомцу. Прямо скажем, пистолет в таких ситуациях выручал не всегда.
Когда через две недели голодный и избитый Гросс добрался до дверей бункера, он взвыл от обиды и невозможности что-либо предпринять – у входа стояла охрана! Все же Гросс попытался проникнуть внутрь и погорел на проверке документов. Удостоверение летчика-аса в бункере оказалось недействительным.
О дальнейшей судьбе немецкого пилота известно только то, что в 44-м году советское командование обменяло его на кого-то из наших военнопленных. Вроде бы даже с доплатой.
Совершенно случайно нам удалось выяснить, что в саратовском центре немецкой истории работает внучка Гросса – Барбара Силке. Мы разыскали ее, и вот что она рассказала:
– Мой дед много рассказывал об этом невыполненном задании по уничтожению Сталина. Он очень расстраивался, когда вспоминал этот эпизод. Говорил мне: «Мы все делали правильно. Не понимаю, почему нас сбили». Я утешала его как могла, а он гладил мои белокурые волосы и плакал. Дедушка Райнер много рассказывал о том, какой красивый город Саратов – не то, что наш Кельн. И мне ужасно захотелось повидать столицу Поволжья, познакомиться с вашим губернатором, слава о шутках которого докатилась и до Германии. По просьбе деда я разыскала родственников Ильи Машкина из Заводского района. Когда он наткнулся на обессиленного летчика, то предложил ему выпить и даже обещал помочь выполнить задание. Но утром Илья был настолько пьян, что дедушка Райнер пошел один...
Справедливости ради надо сказать, что Сталина в Саратове в годы войны не было. Он вообще не прятался в бункерах, находясь все время в Москве. Но немецкий летчик не мог об этом знать.
ЗАХОЧЕШЬ ЖИТЬ – И В ДУЛО ПРОЛЕЗЕШЬ
Долгое время считалось, что из всех участников операции в живых остался только Гросс. Но недавно выяснилось, что Маттиасу Кнупу тоже удалось спастись! Его подобрала добрая вдова Жиркова, выходила, перевоспитала и после войны вышла за него замуж. Правда, Жиркова и на этот раз быстро овдовела, но успела запомнить рассказы Маттиаса о том, что когда-то в Волгу упал танк. И хотя всякий раз после этого она прятала спиртное подальше, ее письмо мы бережно храним в редакции.
Ну а когда в газетах написали о намерении Аяцкова достать другой танк для музея в парке Победы, к нам обратился Борис Витке – сын Ральфа Витке, одного из членов экипажа упавшего в Волгу танка. Несмотря на заваренные люки, он выбрался через ствол и проплыл под водой полкилометра. Долгое время он жил на Зеленом острове под видом глухонемого узбека. Там же от одной доброй женщины и тоски по родине родился Борис. (Мы как-нибудь расскажем читателям эту душераздирающую историю целиком.)
Непонятно одно: почему «Тигр», сбитый близ Саратова, до сих пор никто не искал? Пригодились бы, наверное, и останки самолета, его транспортировавшего. Странно и то, почему немецкий летчик без танка легко нашел бункер Сталина, а губернатор Аяцков даже с помощью экскаватора не справился с этим заданием.
Но главное, что 1 апреля с.г. работы по подъему танка начались. Водолазы, обследовавшие «Тигр», уверяют, что он прекрасно сохранился. Остается надеяться, что на майские праздники танк, как и обещал губернатор, своим ходом прибудет в парк Победы.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 13 (75), 2-8 апреля 2004 г.
Автор статьи: Максим ХЛЕБНИКОВ
Рубрика: Общество