МЖ-университеты
Откровения из вузовских сортиров
Любое высшее учебное заведение – это довольно ограниченная среда обитания, а уж вузовский туалет – вдвойне. Его регулярно посещают одни и те же люди с примерно одинаковыми интересами, проблемами, да к тому же одного пола. Естественно, это создает предпосылки для общения. Поэтому описание институтских сортиров, помимо деталей интерьера и особенностей посещения, непременно должно включать и цитаты нетленных шедевров студенческой, а кое-где и преподавательской мысли.
ЭПИЦЕНТРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Между прочим, на Западе ученые уже лет 40 занимаются изучением студенческих туалетных надписей, создав массу серьезных научных работ по этой теме. Научные изыскания наших социологов эту область практически обошли стороной, хотя отдельные подвижники (нашлись-таки!) основную тенденцию в расписывании туалетных стен выделили: если в совет-ский период надписи в туалетах представляли собой подсознательное выражение протеста против разнообразных запретов, а также нецензурную брань, то с приходом новых времен функции настенных надписей изменились. Они стали приобретать диалоговую форму, а туалетные стены стали восприниматься как пространство для общения. Проверять, являются ли туалеты местом для общения или для бранного самовыражения, я отправилась в саратовские вузы.
ПАГС, скажем сразу, разочаровал. Ни тебе надписей забавных, ни запахов, всюду кафель, зеркала и дорогая сантехника. Туалет для преподавателей, как и в некоторых других вузах, обзавелся кодовым замком с кнопочным набором, чтобы, значит, студиозы не шныряли тут. Общий антураж – как в правительственных уборных, сразу понятно, куда на смену кадры растят. Студенческие победнее будут, но тоже вполне ничего. Практически то же самое можно сказать и о ряде других вузов: СГСЭУ, СГАУ, СГАП, СГТУ и др. Безликие уборные, кафельные стены (особо и не попишешь), функционирующая сантехника... Кстати, о ней. Переходя на западные стандарты обучения, а также внутривузовской инфраструктуры и пр., многие институты вместо привычных постаментов с дырочками устанавливают унитазы. Дело хорошее, но как с ним обращаться, не всякий студент разумеет. Дома-то понятно: на своем родном можно и с газеткой посидеть, и заснуть ненароком – а в общественном? Очко либо прилагается – но кто ж рискнет на него присесть, либо не прилагается – тогда народ взгромождается на это чудо техники с ногами. После чего, естественно, остаются следы. В общем, заходишь – красота почти европейская, а в кабинке – срамота российская.
Изменилось и другое – общественное назначение туалетов. Если раньше туда бегали пообщаться, покурить, то теперь в связи с повальной борьбой за здоровый образ жизни курить в туалетах строго-настрого запретили, что, несомненно, улучшило атмосферу в кабинетах с буквой «М», но уничтожило всякое в них общение. У девушек в этом плане мало что изменилось: так же наводят красоту и сплетничают, ожидая своей очереди.
Чем еще занимались в вузовских сортирах – списывали. Сегодня и эта функция постепенно сходит на нет. А зачем, если есть пейджеры, сотовые телефоны и даже карманные компьютеры. Загнал информацию, и никуда ходить не надо. Впрочем, те, кому техника пока не по карману, по-прежнему промышляют шпорами в туалетах. Но таких немного осталось.
О ПРОЗЕ И ПОЭЗИИ
В классическом их виде студенческие сортиры остались разве что в классическом университете. Ну, да статус обязывает хранить традиции. Там вы найдете и ковбойские двери без запоров, и обшарпанные стены, и грохот воды, а главное – богатейшие настенные коллекции. Как призналась моя подруга, бывшая студент-ка филфака, она всегда туда шла в предвкушении поэтических обновлений на стенах.
Писать на стенах туалета
Стихи совсем не мудрено.
Среди говна мы все поэты,
Среди поэтов мы – говно!
Гуманитарии, естественно, грешат цитатами из классиков и отражают на стенах плоды собственных философских раздумий. Например, один из героев американского классика Курта Воннегута говорил, что свое любимое стихотворение он прочел во время посещения WC какого-то захудалого бара. Звучало оно так: «Никогда мы не мочились в пепельницы ваши – не бросайте же окурки в писсуары наши». Этот шедевр в разных интерпретациях мои друзья встречали не только на наших вузовских стенах, но и в клозетах столичных институтов.
Технари подходят к использованию стен сортиров более рационально: пишут формулы, устраивают научные диспуты, предлагают услуги по написанию курсовиков, а также обмениваются расценками на сдачу экзаменов у того или иного препода. Достается и персоналиям: «Кашин – пенек с ушами», «Сурина – дура набитая».
Но и те, и другие не могут пройти мимо наиважнейшей для студента темы – секса и всего, что с ним связано. Объявления о знакомствах, телефончики, размеры... Даже отомстить преподу предлагается с помощью сексуального извращения.
В общем, приход цивилизации в вузовские сортиры налицо. Надеюсь только, что она не убьет, как это случается, живительную искру студенческого творчества.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 22 (84), 11-17 июня 2004 г.
Автор статьи: Елена АСАНОВА
Рубрика: Общество