Яндекс.Метрика

Глотатели пустот

Глотатели пустот

Перефразируя известную пословицу, можно сказать: мы то, что мы читаем. В России на сегодня зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Их суммарный тираж составляет до 3 млн экз. ежемесячно.

Нынешняя молодежная пресса разнообразна по тематике и жанрам и дифференцирована по полу и возрасту читателей. Например, есть серьезный музыкальный «Ровесник», конкуренцию которому недавно составил «The Rolling Stone», а есть менее серьезный музыкально-развлекательный «Cool» и версия для девочек – «Cool-girl»; а еще есть тоже музыкальный, но более идейный и активный «Молоток». Издания, рассчитанные на девушек, также различны в нюансах. «Девичьи слезы» – калька «простого» женского журнала типа «Что хочет женщина», «Elle-girl» – дочка глянцевого журнала (подготавливает почву), а «Oops» объединяет в себе лучшие черты глянца и подросткового «Cool-girl». Существуют также варианты «два в одном» – газеты и журналы «для семейного чтения», которые рассчитаны и на подростков, и на их родителей. Так, например, позиционирует себя «Смена».

Газет с узкомолодежной тематикой я не встречала. Разве что учебные издания, выпускаемые университетами, где преподается журналистика. Сомневаюсь, однако, что такая пресса соответствует потребностям самих авторов. За всю Россию говорить не берусь, а саратовский «Студенческий город», мягко говоря, откровенно ученический. Такое ощущение, что студенты умеют лишь собирать материал на заданную тему и, механически скомпоновав его, писать текст. «Проблемная» первополосная статья в результате получается иногда лишь пересказом российского законодательства (например, об армии) с примерами из жизни «знакомых». Есть констатация проблемы, но нет ее раскрытия. А этот бодрый, свойский язык и псевдо-»ты»! Правда, интересна «подвальная» на предпоследней полосе рубрика «Антитела», в которой представлены два противоположных мнения на какие-то актуальные явления общественной жизни. Читатели невольно принимают чью-то сторону и могут выработать некое личностное отношение к обсуждаемому вопросу. По моему мнению, это и есть задача качественной молодежной прессы...

...Образцом которой для меня остается журнал «Студенческий меридиан». Он поднимает проблемы общероссийского значения и обсуждает участие молодежи в их решении, затрагивает вопросы образования, досуга, политики. Есть и развлекательный блок – обзоры кино и CD, сканворд, анекдоты, интервью со «звездами». Журнал не продается в киосках, его можно только выписывать или читать в библиотеке.

Из всего имеющегося множества печатных СМИ молодежь выбирает то, что попроще и поярче. Издания развлекательного характера удерживают более половины рынка молодежных медиа. Основные темы, затрагиваемые в этих СМИ, – жизнь «звезд» шоу-бизнеса и спорта, анекдоты, мода, советы психолога. Очень модная рубрика – определение характера «звезды» по ее почерку. А вот публикаций, касающихся специфических возрастных и социальных проблем молодых людей, практически нет. Об отсутствии материалов познавательного и развивающего характера говорить, наверное, также нет смысла. На бесланскую трагедию, вроде бы провоцирующую написать о сочувствии и об умении вести себя в экстремальных ситуациях, откликнулись единицы. Видимо, это все взрослые проблемы, «не по формату».

И многие серьезные молодежные издания из-за отсутствия аудитории вынуждены были переквалифицироваться во вневозрастные «литературно-художественные». В некоторых из них есть специальные разделы, где публикуются материалы студентов столичных университетов, воспитанных в свое время на тех же подростковых еженедельниках. Может быть, поэтому эти рубрики представляют собой странную смесь учебной вузовской газеты и желтоватой «развлекаловки».

Откуда ж возьмется мыслящая молодежь? Нас не приучают задумываться об обществе и стране. Только об имидже, «Фабрике» и сексе. Молодые люди 18-23 лет, уже выросшие из «Cool’а» (причем, многие 18-летние еще не выросли), либо читают «взрослые» СМИ, либо не читают прессу вообще. Большинство вопросов, чаще всего обсуждаемых в молодежных рубриках семейных изданий – трудоустройство, вредные привычки, образование, жилье, – значимы для всего российского общества. Из-за неустроенности современной жизни сегодня нет «молодежных» проблем как таковых. Есть проблемы детские, и есть взрослые.

Может, и не нужна она тогда, молодежная пресса?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 50 (112), 31 декабря 2004 г. – 6 января 2005 г.


Автор статьи:  Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: