Изнанка индивидуализма
Благодаря Тургеневу каждый россиянин, преодолевший 10-й класс средней школы, знает, что конфликт между «отцами» и «детьми» возникает прежде всего из-за расхождений в понимании основных ценностей. В стабильном обществе этот конфликт не приобретает особой остроты, и преемственность поколений чаще всего не нарушается. Для России состояние стабильности несколько непривычно, и проблема «бездуховности», «деградации» молодежи всегда актуальна.
Ценности современной молодежи сформировались под влиянием бурного 91-го, когда определяющими стали представления западной цивилизации о демократии и свободном рынке. Многочисленные опросы и исследования настроений молодых людей, проводимые на рубеже веков, показывают, что коллективные, а следовательно, гражданские и гуманитарные ценности, считающиеся традиционными для российской ментальности, уступили место ценностям индивидуальным и практическим. Появился и новый герой времени: пресловутый западный «self-made person» – человек, делающий себя сам.
Показательны результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2002 году. На вопрос «С каким из двух суждений вы согласны: «России необходима общая цель, которая могла бы сплотить народ» или «России нужны прежде всего условия, при которых каждый мог бы позаботиться о себе и своих близких»?» 56% респондентов ответили, что согласны со вторым мнением.
Несмотря на то, что таких условий у нас пока нет, основным показателем «нормальности» личности является ее социальный и материальный статус. Исследование «стиля жизни» 25-летних горожан, проведенное также в 2002 году, выявило, что труд для большинства опрашиваемых ценен не столько как способ самореализации и получения внутреннего удовлетворения, сколько как средство обретения «материального благополучия» и демонстрации «умения приспосабливаться». Не удивительно, что удовлетворение от работы получает всего 7% опрошенных.
Деньги – заветное слово современной эпохи. Высокие надежды 90-х не оправдались, и большинство молодых людей не видят смысла выступать с требованиями новых преобразований. Поэтому и не интересуются политикой. Это лишь пустая трата времени. Надо, пока есть хоть малейшая возможность, попытаться обеспечить себе «достойную жизнь». Хочется получить хорошее образование как гарантию получения престижной работы. Хочется иметь собственное жилье, чтобы не жить с родителями и не снимать квартиру. Хочется создать семью и растить детей, но при этом не замыкаться в быте. Хочется проводить отпуска там, где пожелается. Ведь это же не роскошь, а необходимость – иметь дома телевизор, выход в Интернет, мойку для посуды, иметь машину, в конце концов.
В отличие от небезызвестного О. Бендера, современные комбинаторы могут потратить свой миллион. Но для того чтоб его заработать, следует постараться – налаживать связи, выстаивать в жесткой конкуренции, быть сильным, а иногда и жестоким. Поэтому семья как базовая ценность в целом не сильно сдала свои позиции. Для старшего поколения молодых мужчин (25-30 лет) семья – это возможность отдохнуть от борьбы за самоутверждение, залог стабильности и личной безопасности в условиях социальной зыбкости и неустойчивости. Сегодняшние юноши остаются верны патриархальным идеалам, тогда как большинство девушек стремятся к равноправным отношениям в браке. И, исходя из того, что равноправие прежде всего зависит от равного материального и социального статуса, они не хотят выходить замуж, пока не обретут «независимости». А так как молодые люди привержены патриархальному стилю жизни, девушки начинают воспринимать брак как несвободу.
Хотя многие соглашаются и на патриархат, если это брак по расчету. Но – при условии свободной реализации собственных творческих амбиций, то есть, обретения высокого социального статуса в комфортных условиях. Это касается, в основном, дочерей «неблагополучных» родителей, а «благополучные» дети, как показывает статистика, реже стремятся создать семью и родить детей.
Все большее количество пар живут вместе без регистрации отношений. Любовь и верность по-прежнему считаются основными ценностями, но молодежь зачастую травмирована разводом родителей и не хочет повторять их «ошибок».
Большинство 25-летних (69%) проживают с родителями. И это может привести к непредсказуемым последствиям в будущем, так как молодежь фактически затягивает собственное взросление. Она теряет привычку брать на себя ответственность за собственную жизнь, пассивно поддерживая необходимый бытовой комфорт.
Однако крайний индивидуализм старшего поколения молодежи также не привел к положительным результатам. Ориентация на материальные и утилитарные ценности, конечно, обеспечила части молодежи некое благосостояние, но породила ощущение личностной нереализованности, тупика жизни, остановки развития. И среди обеспеченной молодежи возрастает число самоубийств, употребление наркотиков, алкоголизм.
А все потому, что нет общей идеи. Потенциальные «прививатели» этой идеи – учителя – разочарованы после крушения свободолюбивых надежд 90-х и либо сами не верят в общечеловеческие идеалы, либо не могут найти слов, чтоб убедить. И действительность оказывается лучшим учителем. В смысле, наиболее авторитетным.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 3 (115), 28 января – 3 февраля 2005 г.
Автор статьи: Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика: Общество