Бенефис бюрократии
Есть основания полагать, что российские реформы в социальной сфере не ограничатся туманной пока перестройкой здравоохранения и образования. До провинции начали доходить слухи о будущей театральной реформе. Ее очертания не ясны, а реализация почти не обсуждается. И напрасно. Судя по прогнозам, реформа может привести к тому, что решать судьбы театров и постановок будут исключительно чиновники. Печальный опыт Саратова показывает, что для театров такой вариант – дорога в никуда.
В качестве эксперта для обсуждения грядущих перемен «Новые времена» решили привлечь к разговору художественного руководителя саратовского муниципального театра магии и фокусов «Самокат», заслуженного артиста России Сергея Щукина.
Щукин – профессионал театра. Имеет режиссерский диплом московского театрального института имени знаменитого однофамильца Б.В.Щукина и «до фокусов» много лет ставил драматические спектакли. «Самокат» в 1987 году стал первым городским театром. В то же время до получения статуса муниципального и денег из бюджета несколько лет существовал в виде частного театра. И Щукин за это время на собственном опыте ощутил все прелести реальной рыночной экономики. Благодаря этому «Самокат» сейчас – наиболее успешный муниципальный театр, который перевыполняет планы по спектаклям и пользуется успехом у зрителей.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
– Судя по всему, государство считает, что оно слишком много денег тратит на театры, – говорит Щукин. – Поэтому основная цель театральной реформы – сокращение бюджетного финансирования.
Благо это или нет? Первая реакция – конечно, нет. Если же обратиться к саратовскому опыту, ответ уже не столь однозначен.
У театра драмы им. Слонова есть государственное финансирование. А благодаря позиции губернатора Аяцкова в здании удалось сделать масштабный ремонт. Помогло это театру за последние годы подняться на новые высоты и привлечь публику? Не помогло. По данным областного министерства культуры, количество спектаклей в театре драмы сократилось с 2002 года почти вдвое (!), как и число «обслуженных зрителей».
Еще более красноречивый пример – деятельность муниципальных театров Саратова. Они из городского бюджета деньги получают? Получают. Деньги эти крайне малые, но вопрос в другом. Что город получает взамен? За последние несколько лет трудно припомнить постановку городского театра, которая бы вызвала жаркие споры критиков и толпы зрителей. Более того: планы по числу спектаклей театры (кроме «Самоката») не выполняют. Театр АТХ с отъездом Ивана Верховых в Москву вообще не работает. Но его при этом никто не закрыл! И финансирование, по словам Щукина, не упразднено.
Короче говоря, государственные или муниципальные деньги не гарантируют не то что качество работы театров – в ряде случаев наличие вообще какой-либо деятельности.
Руководитель «Самоката» с этим согласен не во всем.
– В результате реформы наша культура может окончательно погибнуть, – убежден Щукин. – Потому что в нашей убогой, нищей стране сам факт существования театра сейчас – это уже благо. Без государственной же поддержки театры не выдержат.
А СУДЬИ КТО?
Впрочем, деньги государство давать театрам вроде бы собирается.
– Предполагается, что будет разработана система государственных грантов, которые будут предоставлять театрам на постановки и проекты, – поясняет Щукин.
Но кто же будет решать – какой проект достоин денег, а какой нет? Это, вне всякого сомнения, главный вопрос.
По мнению Щукина, все идет к тому, что распределять деньги будут чиновники. И вот в этом случае, господа, дело наших театров – «труба». Саратовский опыт доказывает это самым убедительным образом.
Профессионалы нередко вынуждены объяснять сотрудникам «культурных органов» азбучные театральные истины. А инициативы театров натыкаются на стену равнодушия.
– Губернатор Аяцков неоднократно призывал деятелей культуры охватить вниманием районы области. Мы решили проявить инициативу, – рассказывает Щукин. – Написали письмо министру Брызгалову с просьбой помочь выехать в районы. Получаем ответ – театр муниципальный, так что пусть мэрия этими вопросами и занимается. Но администрации-то Саратова не нужны наши гастроли по области! Ответ министерства по сути означает, что ему до культуры на селе дела нет. Что касается города, то я предлагал нашему комитету распределять деньги неработающего АТХ в пользу действующих театров. Но предложения не были услышаны.
По мнению Щукина, театральную реформу следовало бы начать с упразднения «культурных» министерств и ведомств.
– В миллионном американском городе Цинцинатти, где я был на стажировке, культурой «управляют» три человека. И ничего, справляются. В Саратове в советское время в городском отделе работали человек десять. Тоже хватало, – подчеркивает Щукин. – Сейчас сотрудников в комитете и областном министерстве – десятки. Что они реально делают? Я не понимаю. В основном собирают с нас справки о нашей же деятельности.
Кстати, а ходят ли чиновники в театры-то? Был ли в том же «Самокате» хоть раз, к примеру, министр культуры Брызгалов? Казалось бы – театров в области не так много, чтобы не успеть их все посетить...
– Министр?! Да у нас ни один из пяти председателей городского комитета по культуре ни разу в театре на спектакле не был! – возмущается Щукин. – А вы говорите – министр... Не был он. Однажды на представлении побывал консул Германии. И страшно удивился, узнав, что и мэр Саратова ни разу не был у нас на спектакле.
Именно поэтому можно только догадываться, как и по каким принципам будут распределять государственные деньги чиновники на местах, если театральная реформа будет реализована в том виде, о котором сейчас идет речь.
ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
Выводы из всего этого примерно следующие. Деньги из бюджетов – не гарантия нормальной творческой работы театров. Делать ответственными в распределении государственных грантов чиновников неразумно, поскольку они не всегда понимают, с чем вообще имеют дело.
«Финансирование результатов», о котором говорят и пишут в связи с реформой соцсферы, – идея, конечно, верная. Но нужно помнить, что театр – не пивзавод и не колбасный цех. Результат не всегда можно точно прогнозировать. К тому же именно процесс в культуре часто во многом и определяет результат. А уж выбирать в качестве критерия оценки успех у публики – вообще опасная дорога. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть российское телевидение.
Нельзя не признать и то, что многим театрам необходим толчок извне. Они не умеют работать в условиях рынка и не желают этому учиться. Вопрос только в том, что готовить их к этому нужно умело, а не методом «шоковой терапии». Иначе можно потерять все, что есть.
Как могут развиваться события в случае реализации театральной реформы? Какой она должна быть, чтобы привнести новое и сохранить все лучшее? Редакция приглашает к разговору все заинтересованные стороны.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 14 (126), 15-21 апреля 2005 г.
Автор статьи: Дмитрий ВОРОНКОВ
Рубрика: Культура