И трактор для имиджа
Хорошо, что на страницах «Деловой губернии» был поднята крайне актуальная тема имиджа региона. Ведь одним из мощных ресурсов, который можно было бы использовать для пополнения бюджета, является туризм. Это, пожалуй, одна из немногих статей дохода, которой местная власть распоряжается почти полностью. При относительно небольших затратах туризм может приносить огромную прибыль, поскольку здесь оборачиваемость капитала в 4 раза выше, а затраты на создание одного рабочего места в 20 раз ниже, чем в промышленности. Причём предпосылки для развития туризма в области есть.
К сожалению, большинство из нас считает, что туризм начинается с инфраструктуры. На самом деле, туризм начинается с укрепления положительного имиджа. Например, в Балаково каждым летом приезжают множество гостей из центральной России и Сибири, чтобы отдохнуть на берегах Волги. Но чтобы к нам захотели приезжать ещё и ещё, необходимо как можно больше и чаще рассказывать о том, чем интересен наш город. А у Балакова нет цельного образа. Нет и своего символа. На повороте с федеральной трассы Саратов-Самара стоит уродливая, бессмысленная стела. А ведь там можно было бы поместить, например, слова «Балаково – родина первого в мире гусеничного трактора» с макетом того самого трактора. Или ещё что-нибудь привлекательное. Чтобы глаз у проезжающего народа цеплялся.
Необходимо усилить пропаганду нашего исторического прошлого и в самом городе. Вроде бы и введены в школах уроки краеведения, но когда встречаешься с детьми, на вопрос «Чем бы вы могли гордиться?» далеко не все могут вразумительно ответить. Значит, им недостаточно толково об этом рассказывают. А ведь можно выпустить по краеведению учебное пособие!
Да, впрочем, что дети. И взрослые-то недостаточно хорошо знают историю города. В Ульяновске несколько лет назад устроили для чиновников краеведческие курсы и результаты не заставили долго себя ждать. Теперь каждый представитель власти, которому по долгу службы приходится встречать значимых для развития города гостей, с удовольствием рассказывает о местных достопримечательностях и сам более бережно относится к городу в целом. Может, и нам попробовать? А пока мы даже памятники истории, культуры и архитектуры сохранить не можем – с каждым годом их становится все меньше и меньше.
На мой взгляд, необходимо включать в прогнозные планы развития городов или муниципальных образований строку о программе развития туризма и положительного имиджа и предусматривать необходимое финансирование. Если нет денег в бюджете, стоит поискать внебюджетные источники. В Ульяновске, например, программа развития туризма весит 218 млн. (в Саратове лишь 16,5), и основная ее часть – внебюджетная.
Напоминаю, что в создании положительного имиджа и привлечения туристов заинтересованы многие структуры. Для крупного бизнеса это возможность налаживания с партнёрами более неформальных отношений; для малого и среднего бизнеса это рост количества потребителей и клиентов; для власти это возможность привлечения дополнительных инвестиций и получения большей финансовой независимости и т.д. Поэтому все эти структуры должны стать активными участниками имиджевой (туристической) программы.
Кстати, в развитии этого направления заинтересованы и федеральные структуры. На заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству, который проходил в Великом Новгороде, Дмитрий Медведев отметил: «Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Когда это становится одним из ключевых направлений, всё меняется. Памятники сразу становятся отреставрированными, появляются гостиницы, рестораны, даже в довольно скромных условиях».
К сожалению, большинство из нас считает, что туризм начинается с инфраструктуры. На самом деле, туризм начинается с укрепления положительного имиджа. Например, в Балаково каждым летом приезжают множество гостей из центральной России и Сибири, чтобы отдохнуть на берегах Волги. Но чтобы к нам захотели приезжать ещё и ещё, необходимо как можно больше и чаще рассказывать о том, чем интересен наш город. А у Балакова нет цельного образа. Нет и своего символа. На повороте с федеральной трассы Саратов-Самара стоит уродливая, бессмысленная стела. А ведь там можно было бы поместить, например, слова «Балаково – родина первого в мире гусеничного трактора» с макетом того самого трактора. Или ещё что-нибудь привлекательное. Чтобы глаз у проезжающего народа цеплялся.
Необходимо усилить пропаганду нашего исторического прошлого и в самом городе. Вроде бы и введены в школах уроки краеведения, но когда встречаешься с детьми, на вопрос «Чем бы вы могли гордиться?» далеко не все могут вразумительно ответить. Значит, им недостаточно толково об этом рассказывают. А ведь можно выпустить по краеведению учебное пособие!
Да, впрочем, что дети. И взрослые-то недостаточно хорошо знают историю города. В Ульяновске несколько лет назад устроили для чиновников краеведческие курсы и результаты не заставили долго себя ждать. Теперь каждый представитель власти, которому по долгу службы приходится встречать значимых для развития города гостей, с удовольствием рассказывает о местных достопримечательностях и сам более бережно относится к городу в целом. Может, и нам попробовать? А пока мы даже памятники истории, культуры и архитектуры сохранить не можем – с каждым годом их становится все меньше и меньше.
На мой взгляд, необходимо включать в прогнозные планы развития городов или муниципальных образований строку о программе развития туризма и положительного имиджа и предусматривать необходимое финансирование. Если нет денег в бюджете, стоит поискать внебюджетные источники. В Ульяновске, например, программа развития туризма весит 218 млн. (в Саратове лишь 16,5), и основная ее часть – внебюджетная.
Напоминаю, что в создании положительного имиджа и привлечения туристов заинтересованы многие структуры. Для крупного бизнеса это возможность налаживания с партнёрами более неформальных отношений; для малого и среднего бизнеса это рост количества потребителей и клиентов; для власти это возможность привлечения дополнительных инвестиций и получения большей финансовой независимости и т.д. Поэтому все эти структуры должны стать активными участниками имиджевой (туристической) программы.
Кстати, в развитии этого направления заинтересованы и федеральные структуры. На заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству, который проходил в Великом Новгороде, Дмитрий Медведев отметил: «Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Когда это становится одним из ключевых направлений, всё меняется. Памятники сразу становятся отреставрированными, появляются гостиницы, рестораны, даже в довольно скромных условиях».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №5 (358)
Автор статьи: Юрий Каргин, председатель Общественного совета МО г. Балаково
Рубрика: Общество