Яндекс.Метрика

Мечта наизнанку

Мечта наизнанку

Саратовский ТЮЗ со спектаклем Ярославы Пулинович «Наташина мечта» принял участие в работе VII театрального фестиваля «Я – мал, привет!» (Новый Уренгой) и получил Гран-при детского жюри фестиваля.

Также ТЮЗ Киселева показал «Наташину мечту» в Москве на программе «Маска Плюс» в рамках «Золотой маски». Внеконкурсная программа 2010 года представляла спектакли, рекомендованные экспертами «Золотой маски». Куратор программы «Новая пьеса» театральный критик Кристина Матвиенко отметила высокопрофессиональную работу нашего театра.

Член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский из года в год проводит у нас в городе экспериментальные лаборатории по современной детской драматургии. На Второй лаборатории главным открытием стала пронзительно талантливая пьеса двадцатилетней Пулинович из Екатеринбурга – трагичная история жизни, любви и преступления шестнадцатилетней детдомовки.

Лоевский подобрал эту пьесу специально для превосходной тюзовской актрисы Ольги Лисенко. Он запомнил ее с прошлой читки-показа, когда она на пределе эмоций исполнила роль маленького озлобившегося существа, по-собачьи преданного только собственной бездушной матери (нашумевший «Волчок» Сигарева). Уличный жаргон новой героини Лисенко коробит, душевная неразвитость поражает. Но она сумела продраться к своему зрителю через частокол корявых и нелепых фраз. Собственно, кроме этих фраз там ничего и нет.Только монолог пацанки с характерными «рэповскими» жестами. Удивительно, как из этого рождается драматургия сюжета и образа девчонки, которая знала лишь одно средство от всех проблем: крепкие кулаки. У Лисенко снова – точное попадание. Она только читает текст показаний героини, но читает так, что мороз по коже.

Мечтать о «лучшей доле» не возбраняется никому. Не стоит только этого делать нищим и одиноким. На обсуждении спектакля многие говорили о чувстве вины, которое они невольно испытывали, слушая текст авторского послания. У меня тут примешивалось еще и «профессиональное». Предмет воздыханий героини – журналист. Мы легко «приручаем» своих героев, готовя зарисовку или очерк, и с легкостью забываем о них, как только материал опубликован. А кто тогда в ответе за тех, кого приручил?

Тюз довёл пьесу Пулинович до законченной постановки. Ее осуществил молодой талантливый петербургский режиссер Дмитрий Егоров. История Наташи в пьесе обрывалась неожиданно, как и её письмо-признание в следственные органы. И когда я узнала, что к премьере автор пьесу дописала, признаться, очень испугалась, что это будет разжижение того, что уже сказано, и сказано талантливо. Слава богу, с «Наташиной мечтой» этого не произошло. Ярослава написала еще две истории про Наташ. Последняя, почти комическая – письмо фанатки Билану. Всех трех Наташ исполняет Ольга Лисенко

– У вас было трудное детство или вы просто знали таких девочек, как Наташа? – спросила я гостью из Екатеринбурга.

– Я некоторое время жила в районе Уралмаша. В каждом городе есть такой район. Эти девочки часто собирались на остановке. Я приходила и слушала их разговоры.У каждой своя история, своя судьба. Я написала продолжение за один вечер, – рассказывает драматург. – Это уже история, в общем-то, хорошей девочки, заранее испорченной своими родителями. Которая в конце концов превращается в робота и, если надо, может пойти по головам, переступить через человека.

Откуда такое знание проблем «трудных» девчонок изнутри, рассказала мне и Ольга Лисенко: «Я уходила из театра, меня отчислили. И, соответственно, какое-то время жила посторонней жизнью, к нему совершенно не касаемой. Таких девочек много, как моя Наташа. Я с ними общалась, у меня подруги такие были. Жила какое-то время в Энгельсе, он более провинциальный».

О лаконизме декораций (только один стул!) рассказал режиссёр:

– Мы с художником договорились, что нас с ним не должно быть «видно» – ни оформления, ни режиссуры. Когда мы репетировали, ездили и в детдом, и в суде посидели, на Алтынке я побывал. Мало радостных эмоций это вызывает. Балабанов хорошо сказал, что, мол, живём, живём, живём, но ни разу не можем жить правильно, не получается как-то.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №14 (367)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: