Долгие встречи, короткие проводы
Седьмой во многом проходит под знаком режиссера игрового кино Киры Муратовой и документалиста Герца Франка. Оба – уникальные персоны мира кино. Фестиваль «Саратовские страдания» всегда интересен своим «лица не общим выраженьем».
Как и полагается, показы начались еще до церемонии открытия фестиваля. Год Франции в России «Саратовские страдания» сумели отметить несколькими замечательными кинолентами. Всех заворожили «Океаны» Жака Перрена. Известный режиссер задумывал фильм как художественный, но снял вместе с коллегой Жаком Клузо как документальный, доказав еще раз, что жизнь выше вымысла. Фильм Перрена не только невероятно красив и чрезвычайно познавателен, он и еще глубокий. «Эволюция человека длилась миллионы лет, за несколько десятилетий он остановил ее», – говорит с экрана как бы детям, а на самом деле всем нам мудрый француз.
Запоминается и французский документальный фильм «Малыши», снятый в четырех странах: четыре младенца в Африке, Японии, Монголии и Штатах показаны от рождения до первых неуверенных шагов по земле. Камера следит за ними пристально и любовно. Все дети прекрасны, каким бы странным, смешным или диким ни казался нам порой образ жизни их родителей.
Не в формате телеканалов, захлестнувших Россию низкопробным «кинопродакшн», но вполне в духе фестиваля оказался фильм «Верую!» Лидии Бобровой (Петербург). Лауреат многих фестивалей, «мамка», как любовно называют ее актеры, она снимает игровые фильмы с органичным включением документальности в ткань повествования. Типажи свои находит повсюду. Так, увидев превосходного саратовского актера Александра Федорова в спектакле «Простая история», режиссер пригласила его на роль Учителя в свой фильм по рассказам Шукшина. Роль не центральная, но одна из ключевых. Жену главного героя, которая, не мудрствуя лукаво, привычно везет весь груз семейных забот, точно и сочно сыграла саратовчанка, живущая в северной столице, много и успешно снимающаяся Ирина Основина.
Открытие фестиваля прошло в «Пионере», с традиционным разрезанием кинопленки почетным гостями, с носовыми платочками, которые непременно дарят членам жюри фестиваля. На сей раз им и зонтики припасли – дабы не утонули в собственных слезах на самом сентиментальном из российских кинофорумов. В церемонии открытия приняли участие губернатор Павел Ипатов и министр культуры области Владимир Синюков.
После небольшого приветственного слова Киры Муратовой мы смотрели новый фильм культового режиссера. Фильм открытия «Мелодия для шарманки» интересен еще и тем, что там снимался наш любимый Олег Табаков, президент «Саратовских страданий». Сам он не смог приехать на фестиваль, но для традиционной «Ночи с президентом» (точнее, с его любимыми лентами) отобрал три отечественных киношедевра. У Олега Павловича в «Мелодии для шарманки» небольшая роль с большим знаком плюс.
В рамках фестиваля прошел вечер памяти большой актрисы, народной артистки СССР Валентины Ермаковой. Постоянный член жюри фестиваля Ольга Харитонова собрала и отредактировала мемуары Ермаковой и воспоминания о ней коллег и учеников. Книга «На что ушла моя жизнь» (по строке Абрамова из «Пелагеи и Альки») издана с помощью одного из лучших учеников великого педагога – Евгения Миронова, который также приехал участие в вечере памяти любимого педагога. Вели вечер тоже ученики – Любовь Воробьева и Игорь Баголей. На сцену выходили и московские гости, актеры МХТ им. Чехова Владимир Калисанов, Максим Матвеев – также питомцы гнезда Ермаковой.
Председатель жюри фестиваля знаменитый режиссер Герц Франк согласился дать мастер-класс только после окончания «Страданий» – чтобы никто не помешал ему «страдать на всю катушку», просматривая конкурсную программу. Внеконкурсная же программа фестиваля была такой мошной и насыщенной, что едва не отвлекла зрителя от просмотров. Но посмотреть было что. Военная драма «Веселый солдат» (Москва) с последним интервью Виктора Астафьева. Щемящая своей несбыточностью мечта молодой красивой кубинской пары вырваться из тюрьмы «военного коммунизма» Фиделя – фильм «До победы» (Швейцария). Немного затянутые и запутанные, но очень искренние «Московские истории любви» (Германия). Тактично снятый фильм с одним-единственным собеседником – режиссером Андреем Смирновым («Под говор пьяных мужичков», Москва). И, наконец, всегда умеющий удивить нас великолепный Арман Ерицян из Еревана. Его фильм «Последний канатоходец Армении» – и гимн профессии отважных (танцы по канату не в цирке, со страховкой, а среди горных кручей), и ее отпевание.
Когда верстался этот номер, до объявления победителей телекинофестиваля «Саратовские страдания» оставались считаные часы. Провожая седьмой фестиваль, с нетерпением будем ждать восьмого.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №35 (388)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА
Рубрика: Культура