Яндекс.Метрика

Отборные гастроли

Отборные гастроли

Пять дней в Саратове художественного руководителя МХТ им. Чехова и театра под руководством Олега Табакова были насыщены встречами и работой.

Акт первый: Фигаро здесь!

Едва сойдя с поезда, Олег Павлович собрал пресс-конференцию в пресс-центре правительства области, а вечером он уже играл роль графа Альмавивы в спектакле по «культовой» пьесе Бомарше. Испанский Казанова, созданный гением французского драматурга и российского актера, уже немолод, величествен и плавен в движениях, немного ленив, но насыщен скрытой любовной энергией.

Полон молодости и огня его антипод – бедный скиталец и искатель приключений Фигаро. Здесь, волею режиссера Константина Богомолова, его сиротство и одиночество в мире корысти усиливается и акцентируется. Сергей Безруков, носясь, танцуя и копируя «шефа», подчеркивает эту грустную нотку своего веселого героя то легким ироническим мазком, то совсем минорным. Великолепна графиня в исполнении Марины Зудиной. Она благородна и трогательно комична. Очаровательна Сюзон артистки театра и кино Ирины Пеговой. Сама ее богатая природная фактура, а не женское кокетство притягивает к ней всех мужчин.

Превосходный Борис Плотников, известный нам по киноролям, неожиданно выводит в первый ряд героев страдающего от несчастной любви к Марселине дона Базилио. Да и Марселина неожиданно красива, со следами былой благовоспитанности на лице (Ольга Барнет). А наш белокурый красавец Вячеслав Чепурченко (ученик профессора Александра Галко) является в весьма выигрышной роли юного проказника Керубино.

Попытки переосмыслить «Женитьбу Фигаро», сделать ее глубже не раз предпринимались на российской сцене. У Богомолова, режиссера новой формации, спектакль получился намного красивей и пышнее предшествующих. Монументальные декорации Ларисы Ломакиной, в которых легко заблудиться, словно возвращают нас на два века назад. Роскошные костюмы от Александра Васильева (тот самый знаменитый историк моды), пленительная музыка Альбинони и Бенчини. Даже фонтан бьет красивой струей, а слуги в шелковых панталонах совершают прыжки, достойные премьеров придворного балета. Действие течет медленно-медленно, хотя многие сюжетные линии из спектакля ушли. А с ними вместе – и легкий, как пенистый глоток, французский юмор. Зачем-то же советовал нам классик перечесть «Фигаро» – и не всухую, а откупорив шампанского бутылку…

Корзина цветов от губернатора области и шикарные букеты всем актерам завершили первый день пребывания Табакова в Саратове. Бомарше играли два дня. А в субботу, верный своей альма матер, народный артист отправился в Дом творчества детей и молодежи. Кто не помнит, что Олег Павлович – питомец великого педагога Наталии Сухостав и студии при городском Дворце пионеров? Еще не было случая, чтобы именитый земляк прибыл в родной город без подарков для веселой ребячьей республики на Театральной площади. На сей раз он привез дорогостоящее осветительное оборудование. Оно оказалось очень кстати – в начале встречи профессора Табакова со студентами и преподавателями общеобразовательных учреждений культуры и искусства области в бывшем Дворце пионеров надолго вырубился свет, тогда почетные гости отправились осматривать новые пристройки, которые тоже возводятся при финансовой поддержке великого ученика Сухостав.

Акт второй: А судьи кто?

Построив свою встречу с молодежью в форме беседы, мэтр охотно отвечал на самые разнообразные вопросы. Конечно, многих интересовал новый театральный колледж Табакова. Как он сам подчеркивает, 15-летние ученики еще, конечно, дети. И как за детьми, за ними нужно хорошо присматривать: «Все это описано у Толстого. Обостренное восприятие окружающего мира, желание совершенства, наука страсти нежной». Посчитав, что его питомцам понадобится и женский глаз, супруг предложил Марине Зудиной поработать в новом учебном заведении. Народная артистка России Зудина ассистировала мужу и на отборочном туре в Саратове.

Все воскресенье и понедельник у четы Табаковых, заслуженного артиста Константина Хабенского и профессора театрального института Саратовской консерватории Александра Галко прошли в трудах праведных. Они проводили отборочный конкурс творчески одаренных детей в театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова. Дети не только читали стихи и прозу, но обязательно что-то пели. Итоги отбора мы узнали на брифинге в академдраме. Их огласил председатель экзаменационной комиссии – народный артист СССР Олег Табаков. Учащимися колледжа станут четверо ребят из Саратовской области: Михаил Кунакин и Брюс Мираламов (Саратов), Светлана Макаева (Энгельс), Павел Толкунов (пос. Светлый Татищевского района) и трое – из других регионов России: Маргарита Придворова (Старый Оскол Белгородской области), Владимир Молдован (Волгоград), Дмитрий Мальцев (Светлоград Ставропольского края).

Я познакомилась с двумя счастливчиками, когда комиссия только еще обсуждала итоги. Эмоциональная Рита очень переживала, что Олег Павлович ее «не дослушал» – она успела прочесть лишь четыре строки стихотворения. «Значит, ему уже было достаточно!» – коллективно утешали мы готовую расплакаться девочку. Миша Кунакин держался спокойно, как и положено мужчине. На экзамене он читал Мусу Джалиля. Наш кандидат в студенты занимается в театральной студии, наследнице традиций Наталии Сухостав.

Как отметил на брифинге председатель, были выбраны самые одаренные и способные к обучению. В конце июня следующего года их пригласят в Москву на вступительные экзамены. Преобладание мальчиков в отборе объясняется тем, что в мировой драматургии коварными авторами-мужчина­ми только 25% ролей написаны для женщин. Четверка замечательных актеров: Табаков, Галко, Зудина, Хабенский – отвечали на наши вопросы стоя, поскольку гости спешили еще на одну встречу – в школу (и тоже с подарками).

Акт последний: Трехгрошовый

Третий акт «саратовской оперы» Табакова и вверенных ему театров наступил в воскресенье вечером и тоже длился два дня. Все табаковцы с переменным успехом, но чисто и по-актерски выразительно запели в «Трехгрошовой опере» Брехта. Постановка знаменитого Кирилла Серебренникова еще очень свежая (год с небольшим), сильно нашумевшая, эффектная. Серебренников – любитель театральных провокаций, и в этой постановке он предоставляет их нам в избытке. Начиная с текста, осовремененного и огрубленного новым переводом, декораций, где доминирует раздетая, голая, без задников и боковых кулис коробка сцены, и кончая маленькими шоковыми ударами по зрителю в виде полиэтиленовых пакетов на лицах актеров, скотча, перепоясавшего тело Мэкки, тележек супермаркета, куда засунута в сложенном виде куча мала жриц любви. Постепенно фантазии режиссера обретают масштаб. Белый шар со светильником-фонарем внутри выглядит очень большим, а вестник королевы с оглашением помилования (скелет всадника на доисторической лошади) – просто гигантским. Обласканный почти что после казни Мэкки (казнь тоже демонстрируют) уходит вверх по отвесной стене, зато с красной ковровой дорожкой. Двигаться ему, конечно, трудно. Но «бег на месте – общепримиряющий». Посрамлены его главные враги – король нищих Пичем (блистательная работа бывшего саратовца Сергея Сосновского) и друг, ставший хуже недруга, – полисмен Браун (Алексей Кравченко).

Мэкки Нож как эстрадный «див» обложен микрофонами, любую свою фразу он желает транслировать на публику. «Король улицы» уже безнадежно испорчен славой. Хабенский ведет роль любимца женщин с изящной иронией, с неподражаемым шиком извлекая из кармана все новые и новые белые перчатки. Светский лев, как его понимают нищие и воры! Эта троица актеров достойно отыгрывает свои партии. Хороши и женщины: сверхубедительно изображающая слоновью болезнь Марина Голуб, искренне страдающие соперницы – героини Ксении Лавровой-Глинки и Марии Зориной.

Мелодии в спектакле звучат профессионально – играет Московский ансамбль современной музыки. Лишь иногда он заглушает несильные драматические голоса исполнителей зонгов. Постановка вообще больше похожа на дорогой мюзикл. Никак не об Англии XVIII века (первооснова Брехта), не о Германии 1920-х годов ( о чем, собственно, пьеса), а о России 2010-х годов, уже привыкшей к зрелищу уличного маскарада. Череда попрошаек всех мастей выходит в зал, «доставая» обладателей самых дорогих билетов в партере. Шоу получилось мощным, комичным и зрелищным. А брехтовская горечь философа… что ж, она растворилась где-то между партером и балконом. Слишком далеки они друг от друга.

Мне удалось немного поговорить с Сергеем Сосновским. За каких-нибудь несколько лет он сумел стать своим в двух табаковских театрах, занят в 12 спектаклях. И одна из любимых им ролей – Пичем, его «Станиславский» в мире нищих.

Большой праздник устроил всем нам в свой юбилей народный артист России Олег Табаков. Большую и нужную работу проделал он за пять саратовских дней. Приезжайте еще, Олег Павлович!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №41 (394)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: