Чем гордиться будем?
Среди архитекторов и журналистов Лариса Германовна Тарасова известна как последовательный защитник исторического облика нашего города. Месяц назад, на межрегиональной конференции «Искусство и власть в городском пространстве», организованной по инициативе Поволжской академии государственной службы, она выступила с докладом, который вызвал живейший интерес всех ее участников. Прежде всего – ясным и бескомпромиссным отношением к проблемам развития города.
Сегодня эксперт по развитию градостроительства Саратовской некоммерческой организации «Союз архитекторов России», доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса ТАРАСОВА отвечает на вопросы «НВ».
– Лариса Германовна, чем процессы развития городской среды Саратова отличаются от тех, что происходят в других российских городах?
– В принципе, не только в Саратове происходит вытеснение пешеходов транспортом, доминирует торговля над всеми другими видами городской деятельности, развивается агрессивная реклама в общественных пространствах. Все это – следствие определенного направления развития общества. Но в Саратове проявление этих тенденций достигло апогея!
В Казани, например, торговых киосков не было в центре города уже лет 10–12 назад. Недавно я была в Воронеже и не видела в центральной части никаких базаров, киосков, павильонов за исключением Роспечати, или иногда сотовой связи. В этом городе архитектура не идеальная, и есть свои проблемы – отсутствие целостности, эклектичность современной застройки. Но для торговли в нем отведены первые этажи зданий на главных улицах и крупные торговые комплексы. Причем, магазины вдоль улиц сделаны по-европейски: безо всяких лесенок, крылечек, выпирающих входов. Уровень пола практически совпадает с уровнем мощения, прозрачные витрины, через которые видно содержимое. И вывески, и реклама занимают подобающее им место. Много скверов, бульваров, хорошо озелененных и оборудованных, люди там гуляют, отдыхают. А ведь Воронеж город далеко не образцовый!
Я уверена на сто процентов, что если бы был объявлен конкурс среди крупных городов на количество киосков и других временных объектов торговли на улицах города, то Саратов бы занял первое место в России и Европе, а может быть, потягался бы за лидерство и с городами Азии.
Мы просто пригляделись, но если посмотреть на нашу среду взглядом гостя города, то покажется, что все саратовцы только и делают что потребляют пиво, сигареты, покупают дешевые тряпки и галантерею. Ведь если все это повсеместно продают, значит это кому-то нужно?!
Городская администрация вроде бы объявила войну киоскам, но как-то неожиданно на месте снесенных временных сооружений появились другие ларьки, только более капитальные. Очередной передел земли?
Есть у нас и отличия. Например, бесконечные заборы и ограды – разномастные, от «городских» чугунных решеток до скромных «кладбищенских» оградок. Настройте глаз и вы соберете целую коллекцию! Можно встретить и иерархию ограждений: внутри общей высокой ограды вокруг какого-нибудь учреждения зоны разграничены оградками поменьше, а внутри зон бывают свои маленькие огражденьица – вокруг клумб, например. Это мода буквально последних двух лет, распространившаяся по всему городу.
Редко в каком городе можно встретить и столько Досок почета. На Театральной площади их сразу три стало, на площади Ленина (3-я Дачная) – две, разнохарактерные, друг напротив друга. Согласитесь, это несколько архаичная форма заполнения общественного пространства, вряд ли вызывающая особый энтузиазм у горожан (может быть только у тех, кто там выставлен).
Еще одна особенность Саратова – скамьи без спинок и желательно с поперечно расположенными деревянными рейками. Это чтобы не засиживались! И непременно по урне с каждой стороны – чтобы не промахнулись. Ну, и последнее саратовское ноу-хау – полосатые бордюры. Новые, высокие, без понижающих элементов на перекрестках.
Какие послания шлет нам наша городская среда? Я их прочитываю так: покупай, покупай, покупай… Здесь нельзя гулять (темно, грязно разбитый асфальт), здесь неудобно сидеть – проходи мимо. Купил пива? Сядь, выпей. Не забудь бутылку в урну бросить. Туда нельзя, и там тоже территория не твоя. Мы же тебе красоту сделали – можешь видеть её через забор. А вообще городское пространство – не место для общения, забавы, шутки. Это вы дома, пожалуйста… Интересно было бы узнать, что слышат другие люди.
– Что наиболее ценного, по-вашему, потерял Саратов за последние полтора-два десятилетия? Какие историко-культурные зоны, достопримечательности мы можем и обязаны сохранить?
– Потерял исторический облик центр, который формировали не только отдельные доминантные здания, но и вся средовая застройка, ныне изрядно поредевшая. Отовсюду торчат верхушки многоэтажек – даже на проспекте Кирова, который долгое время не трогали. Сохранившиеся исторические здания нередко так завешаны вывесками, рекламой, изуродованы пристройками, что их и не узнаешь.
Меня неприятно удивили результаты анализа восприятия городской среды нашими студентами (я им периодически даю такое задание). Оказывается, молодые люди перестали любить проспект Кирова, который больше не рассматривается ими как место общения, а воспринимается как транзитная торговая зона, очень суетная и эстетически неприятная (предпочитают ходить по параллельным улицам). Кроме того, по их мнению, люди перестали видеть город как территорию для жизни, а оценивают его, прежде всего с позиций преодоления пространства («едем» – «стоим в пробке»). Относительно этого и формируется эмоциональная оценка города.
Необходимо вернуть город людям. Сейчас им нет в нем места. Это город для машин, для застройщиков, для торговцев, но не для горожан. Такие простые потребности как прогулка по чистым, безопасным, озелененным, благоустроенным общественным пространствам, отдых и общение на удобной скамье в тени дерева, игры детей в комфортной безопасной среде или танцы под духовой оркестр на городской площади – не реализуемы для большинства жителей Саратова. Немногие счастливчики живут в зоне Набережной, Липок или Городского парка, других элементов относительно благоустроенной среды у нас нет.
А с другой стороны, никто же не возмущается? Может быть это потребности узкого слоя интеллигенции, которой почему-то не интересно пить пиво на чудесных зеленых скамейках с видом на выжженный газон?
– Что Вы вкладываете в понятие «слободская культура», об экспансии которой говорили в своем докладе? Что за признаки у этого явления?
– Этот термин мною заимствован у члена Общественной палаты России, доктора искусствоведения Вячеслава Глазычева. Он считает, что в нашей стране вообще никогда не было городов в европейском традиционном понимании. Вместо них был и есть набор слобод. Утверждение спорное, но в нем есть своя истина. Попробую объяснить, о чем идет речь.
Существуют два разных миропонимания, два разных образа жизни – городское и сельское. Деревня несет традиционную народную культуру, в городе формируется городская культура. Слобода – это пригородный поселок, возникающий за стеной города. В нем селились бывшие жители деревни, занимавшиеся отхожим помыслом. Слобода происходит от слова «свобода», в том числе и свобода от взаимных обязательств, которые берут на себя горожане, тесно живущие в пределах городских стен.
Типологические характеристики слободского мироощущения – временность места проживания, безразличие к качеству окружающей среды, отсутствие интереса к её поддержанию, обустройству. В советское время такими слободами были поселки при промышленных предприятиях.
Город вынуждает людей кооперироваться для решения важных вопросов. Возникает взаимозависимое городское сообщество. Вкладывая в город энергию души, материальные ресурсы, люди идентифицируют себя с ним. Традиции и навыки городского образа жизни передаются из поколения в поколение. А слободская культура – культура людей «перекати-поле», не принявших городскую культуру, но и оторвавшихся от народной.
– Всегда ли именно власть виновата в том, что город не сохраняет свое историческое лицо, и в чем конкретно заключается вина власти?
– Все мы виноваты. Кто равнодушием, кто алчностью, кто отсутствием навыков городской культуры, непрофессионализмом, конформизмом – все мы вносим свой вклад в коллективное безобразие.
В каждом городе объективно присутствует конфликт интересов различных групп людей. Например, автомобилисты и пешеходы; торговцы и те, кто не желает видеть базар под окнами своей квартиры. Те, кто хочет строить в центре, и те, кто желает иметь там свободные для дыхания и жизни пространства. В такой ситуации у власти должна быть особая позиция, находящаяся над всеми участниками социально-экономической жизни города. Это возможно, если у городской власти нет никаких других интересов (ни в политике, ни в бизнесе), кроме решения задач развития города, обеспечения нормальной комфортной жизни для всех.
Если же власть сама является одним из ведущих игроков, играть она всегда будет в одни ворота. В таком случае она не будет заинтересована в разработке неких правил жизни, основанных на системе приоритетов, целей развития. Эти правила нужны, чтобы не потерять то, что наиболее важно для города и горожан. Это могут быть памятники культуры, исторические городские пространства, зеленые массивы – легкие города, территориальные резервы для строительства транспортных развязок или территории вдоль берега Волги – резерв для развития рекреационных зон. Власть должна мыслить системно, понимая последствия своих действий. Для этого ей необходимо взаимодействовать со специалистами: социологами, экологами. культурологами, экономистами, архитекторами, дизайнерами.
Именно этого власть не делает, а делает совсем другое – занимается межпартийной борьбой, своим бизнесом на территории города. В этом она и виновата.
Если говорить конкретно об исторической среде города, о его общественных пространствах, о качестве благоустройства, о роли рекламы – все эти вопросы тоже необходимо решать системно, с привлечением специалистов. Для саратовской городской власти характерно традиционное пренебрежительное отношение к специалистам, к уже наработанным идеям и проектам. Они не входят в круг её интересов, не вызывают даже естественного человеческого любопытства.
– Как в идеале должны сотрудничать художественная интеллигенция, общество и власть в деле формирования благоприятной городской среды? Знаете ли вы такие примеры в России, за рубежом?
– Для начала власть должна интересоваться искусством и видеть в нем мощный созидательный ресурс. Власть выступает в роли заказчика художественных акций, но результат-то этих акций предназначен для горожан, значит, они не должны быть отстранены от принятия решений.
Обратите внимание на скульптурные памятники города – половина из них предмет насмешек и острых шуток саратовцев. На мой взгляд, постановке любого памятника в городе должна предшествовать общественная дискуссия. Ведь через памятники мы увековечиваем память о людях, событиях, а это не безразлично живущим в городе. Еще вернее говорить не об отдельных памятниках, а об их системе, которая должна быть разработана и представлена на обсуждение. Затем на каждое место объявлен конкурс, опять-таки с публичным обсуждением результатов. После этого можно и спонсоров искать, и пожертвования собирать, если необходимо. Когда люди организационно или материально вкладываются в проект, они совершенно по-другому к нему относятся. Отдельная тема – разнообразные памятные и мемориальные доски. В этом деле у нас царит полный бардак!
С другой стороны, представители искусства должны что-то предоставить власти и обществу, продемонстрировать свои возможности, художественные идеи, обратить на себя внимание. Вот, например, в сейчас (с сентября по конец ноября) в Саратове проходит фестиваль «Осенний марафон» под лозунгом «Пространство города – пространство культуры». Он организован героическими усилиями редактора журнала «Тектоника плюс» Алексея Кашанина. Фестиваль включает в себя целый ряд художественно ориентированных акций и проектов на разных площадках города, в том числе и прошедшую в художественном училище конференцию. Очень удачным проектом была архитектурная инсталляция в пространстве при Доме-музее Павла Кузнецова «Семь беседок». К сожалению, ни общество, ни пресса, ни телевидение этим не заинтересовались, а ведь это явление для нашего города не рядовое. В следующий раз надо выходить с такими акциями в публичное пространство города. Но для этого необходимо понимание и помощь власти.
Примеры взаимодействия конечно есть. За рубежом больше, но и у нас тоже. В Ярославле действует «Агентство творческих инициатив», которое проводит художественные акции в городе, ежегодные фестивали «Архитектура движения», где идет междисциплинарное обсуждение вопросов городского развития с участием представителей властных структур. В этом году я принимала участие, видела, что люди друг друга знают, находятся в состоянии диалога. О подобной деятельности в Красноярске рассказывала на фестивале представительница этого города.
Пешеходные улицы многих городов наполняются последнее время очень интересными, живыми скульптурными композициями – это и Нижний Новгород, и Челябинск. На этом фоне грустно выглядят наши «замороженные» персонажи с проспекта Кирова. А любимая скульптурная композиция воронежцев – «Котенок с улицы Лизюкова», помните, такой персонаж мультфильма был? Они им очень гордятся и всех гостей возят показывать. А это так важно, когда есть чем гордиться!
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №43 (396)
Автор статьи: Беседовал Евгений МАКСИМОВ
Рубрика: Стройка/Недвижимость