Яндекс.Метрика

Театр в эпоху перемен

Театр в эпоху перемен

Значительное событие произошло в культурной жизни Саратова. По инициативе министерства культуры области, Саратовского отделения СТД России и ТЮЗа Киселева два дня подряд в нашем городе на этой неделе проходил круглый стол под грифом «Театр – время перемен».

В заседаниях приняли участие руководители двух ведущих столичных театров, ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, известные театральные деятели Саратова, Екатеринбурга, Волгограда, Пензы, Сарова. Модератором круглых столов (их было несколько) стал Лев Сундстрем, ректор СпГАТИ.

Высокие театральные гости все время подчеркивали, что Саратов наравне с Новосибирском и Омском является театральным центром России. Неудивительно, что встречи такого уровня прошли именно в нашем городе. На заседании круглого стола «Организационно-правовые проблемы театрального искусства» с приветственным словом выступил заместитель председателя правительства Саратовской области Алексей Данилов. Он принял самое живое участие и в дальнейшей дискуссии.

По классификации Олега Лоевского, эксперта «Золотой маски» и видного театрального деятеля, который тоже приехал в Саратов, взаимоотношения театра и власти развиваются по двум моделям. Самый худший вариант он наблюдал недавно в Пскове, где местные власти совсем не поддерживают свою Мельпомену, театр буквально «разваливается на части», потолки текут. А в Омской области, традиционно театральной, губернатор открывает все новые театры в маленьких городках. Наша область тоже относится к благополучным в этой вертикали: «власть – театр». Гости города отметили присутствие и активное участие в обсуждениях заместителя председателя правительства области и министра культуры области Владимира Синюкова.

После первого круглого стола театральные деятели встретились с губернатором Саратовской области Павлом Ипатовым.

Губернатор отметил, что в конце 2011 – начале 2012 года планируется завершить строительство здания ТЮЗа и ввести его в эксплуатацию. До этого времени предстоит период непростой работы. Новый театр должен быть привлекателен для зрителей не только эстетическим оформлением и комфортностью, но и соответствовать нормам безопасности. Это особенно актуально, так как основными его посетителями являются дети.

В соответствии с этими задачами будут выбираться строительные и отделочные материалы. Заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотов сообщил, что в связи с этим первоначальный проект строительства ТЮЗа был пересмотрен и скорректирован. Был сделан выбор в пользу современных материалов, не уступающих по качеству и выигрывающих в цене. Конструкции уже существующих инженерных коммуникаций будут задействованы по-новому.

Отдельно участники встречи обсудили вопрос качества устанавливаемого театрального сценического оборудования – световой и звуковой аппаратуры. Сегодня оно должно отвечать тем высоким требованиям, которые предъявляются к современным театральным постановкам.

После тщательного осмотра строящегося здания ТЮЗа с участием архитекторов и строителей (в Саратов прибыл вице-президент Союза архитекторов России Сергей Гнедовский), были еще раз озвучены сроки его окончания – 2011год. Директор ТЮЗа Валерий Райков уже пригласил Адольфа Шапиро ставить спектакль на новой сцене. Так что отступать больше некуда – позади театральная Москва.

Некоторые проблемы, обсуждавшиеся в «серии» круглых столов, театральные деятели озвучили позже, на пресс-конференции.

– Мы живем в состоянии вечных перемен. Я уже и не помню то время, когда перемен в театре не было, – заметил Лев Геннадьевич Сундстрем. – В прессе было много дискуссий о грядущей театральной реформе. Но никто эту реформу специально для нас не подготовил, речь идет о ФЗ-83, который относится ко всей сфере учреждений России, изменяющих способ хозяйствования. Театральные люди очень обеспокоены, как они будут жить в новых условиях и какую поддержку от государства будет иметь. Это актуально и для театров федерального уровня, и для театров региональных, и муниципального подчинения. А есть еще Закон, который зловеще называется 94-ФЗ: он требует, чтобы любая покупка или услуга, стоящая свыше 100 тысяч рублей проводилась в виде тендер-конкурса через электронные торги – со всеми неприятностями, потому что мошенников у нас хватает. Автономные театры от этого самого «фэзэ» пока освобождены.

Как и участники круглого стола, участники пресс-конференции рассуждали на тему неблагоприятного для театра законодательства и такого сурового слова, как оптимизация, означающая в данном контексте настройку на то, «чтобы снять нагрузку на бюджет».

Разговор перешел на сложности работы и возросшую ответственность руководителей театров в новых условиях. Генеральный директор прославленного Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Владимир Урин, говоря о «безумной забюрократизированности» процесса реорганизации театра, вообще предложил успешным руководителям памятники ставить.

Министерство культуры Российской Федерации совместно с Союзом театральных деятелей России разработали свою концепцию развития театрального дела в России до 2020 года. Документ этот существует пока в виде проекта, но он уже получил одобрение всех театральных формирований субъектов Российской Федерации. Чтобы проект прошел в правительство, нужно согласование нескольких министерств. Лев Геннадьевич участвовал в подготовке этого документа, гораздо более адаптированного к театральному процессу, чем все пресловутые «фэзэ». Он очень надеется, что, несмотря на все «препоны и рогатки» финансистов и экономистов наверху в начале года документ будет принят.

Выступивший далее Сергей Гнедовский, проектировавший такие яркие архитектурные здания, как Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» и Московский Международный Дом Музыки, подивившись нашему «беспрецедентному тюзовскому долгострою», одобрил работу местных архитекторов и строителей, которым на ходу нужно перестраиваться, приспосабливая к требованиям времени помещение театра, задуманного четверть века назад.

В заключение Олег Лоевский, основной организатор проекта «Четвертая высота» в ТЮЗе Киселева и любитель устраивать всяческие театральные фестивали, рассказал о новой инициативе.

Наш замечательный Евгений Миронов, став худруком Театра наций, предложил провести традиционный фестиваль «Малые города России» на родной саратовской земле – как внеочередной.

– Спектакли, что я обычно отсматриваю и собираю два года, надо теперь собрать за полгода. В апреле уже должна быть готова афиша фестиваля. Я сейчас ехал на машине из Пскова, летел самолетом из Петербурга и добирался из Москвы к вам. В Пскове проходил проект типа «Четвертая высота». Такой же состоится весной в Балакове, а в начале лета там грядет большой фестиваль. Театры привезут свои спектакли – в том числе из Москвы, приедут известные московские и зарубежные педагоги, проведут мастер-классы.

Нищета культуры ведет к деградации, по выражению афористичного Лоевского. Забота же о театральной культуре – к развитию духовности и современного мышления. Прежде всего у молодежи.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №43 (396)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: