Не числом, а умением
Коллегия министерства культуры области, посвященная работе Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке в 2006-2010 годах, проходила в ее Камерном зале, рассчитанном всего на 80 мест.
К сожалению, на сегодняшний день это единственная «родная» площадка одной из ведущих концертных организаций России. Жизнь для нашего филармонического коллектива ощутимо разделилась на ту, что они вели до памятного всем пожара осени 2006 года и после. Став (из-за потери большого зала) «варягом» в собственном городе, филармония сумела наладить прочные связи сразу с несколькими концертными площадками. Первым руку помощи протянул социально-экономический университет. Теперь по количеству проходящих в его зале концертов университет можно назвать филиалом филармонии Шнитке. Тесно сотрудничает она и с музыкальным собратом – консерваторией имени Собинова, с театрами оперы и балета, драмы, с областным домом работников искусств.
Не посыпая себе голову пеплом, руководство филармонии вскоре после пожара провело все намеченные елочные представления. Изобретательные, искрометные, волшебные (тексты и постановка главного филармонического режиссера Александра Авдонина), они любимы детской аудиторией. Конечно, общее количество концертов на «чужой территории» по показателям 2007 года уменьшилось, но уже в следующем году цифры выступлений и посещений стали неуклонно расти (950 концертов, почти 125 тысяч зрителей).
2009 год памятен реальной опасностью свиного гриппа, разыгравшегося у нас сильнее, чем в обеих густонаселенных столицах. Согласно постановлению областного санитарного главврача в филармонии отменили 176 концертов. В более благополучный в эпидемиологическом плане 2010 год только за 11 месяцев прошли более 930 концертов.
Но наш славный филармонический коллектив берет, конечно же, не числом, а умением. Его директор Светлана Краснощекова после фотоэкскурса в историю здания на Соборной вкратце познакомила собравшихся с ведущими коллективами. Прежде всего, это славный академический филармонический оркестр и очень маленький, но широко известный в Европе ансамбль старинной музыки «Трио-соната», и совсем новый, уже снискавший популярность ансамбль «Манго-экспресс». Художественный руководитель филармонии Анатолий Катц рассказал о ее разнообразной фестивальной деятельности (среди наиболее крупных фестивалей – российский, имени Г. Нейгауза, к 75-летию Шнитке, мастеров искусств «Бомонд», «Приношение Кнушевицкому», «На родине Паницкого»).
Артисты и музыканты филармонии активно работают в Энгельсе и Марксе, в Вольске и Красноармейске, в Дергачах и Александровом Гае. Представительница этой дальней точки на обширной карте губернии специально приехала на коллегию, чтобы рассказать о полезном сотрудничестве областной филармонии и районного управления культуры. К сожалению, не везде есть взаимопонимание между администрацией районов и ведущим поставщиком высокого искусства в глубинку. На коллегии развернулась горячая дискуссия по поводу того, как просвещать и образовывать умы сельской молодежи, когда зачастую для этого нет ни подходящих залов для выступлений, ни желания самой молодежи «образовываться» (вспомнили времена, когда даже словосочетание на афише «Музыка и Роллан» никого не отпугивало).
Четко определив задачу, как необходимость поддерживать «нашу уникальную концертную организацию» в отсутствии зала, министр культуры области Владимир Синюков подчеркнул, что проблема зала, тем не менее, не затмевает того, как работает эта организация. А уставные ее задачи остаются прежними – продвижение музыкальной (и не только) культуры, формирование эстетических вкусов, просвещение подрастающего поколения.
В итоге была намечена специальная коллегия министерства с участием представителей районных администраций. А проблему с залом, по словам Владимира Николаевича, областное правительство намерено целенаправленно решать. Ведь грядет 75-летие Саратовской филармонии имени Альфреда Шнитке.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №48 (401)
Автор статьи: Ирина ВИКТОРОВА
Рубрика: Культура