Яндекс.Метрика

«Друзья, прекрасен наш союз…»

«Друзья, прекрасен наш союз…»

С 10 по 14 декабря в Москве прошел Х юбилейный съезд Союза композиторов России, посвященный 50-летию композиторской организации. В престижном музыкальном форуме страны принял участие Саратовский губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств РФ Людмила Лицова).

Сотрудничество Саратовского губернского театра хоровой музыки и Союза композиторов имеет длительную историю, которая фактически равна истории существования этого коллектива. Исполнение современной музыки всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности Театра хоровой музыки. Их концертные программы неизменно включают в себя сочинения ведущих российских композиторов.

Участие в московском музыкальном марафоне, состоящем из двух фестивалей «Панорама музыки России» и «Композиторы России – детям», наравне с Государственной хоровой капеллой им. А.А. Юрлова (дирижер – Геннадий Дмитряк), Государственным академическим русским хором им. А.В. Свешникова (дирижер – Борис Тевлин) – это большая честь и огромное доверие хоровому коллективу из Саратова. По словам председателя Союза композиторов России Владислава Казенина, форум собрал представителей «50-ти композиторских региональных организаций Союза композиторов: от Дальнего Востока до Калининграда, от Коми до республик Северного Кавказа. В числе участников юбилейных фестивалей лучшие творческие коллективы и блистательные солисты из всех регионов нашей страны. Состоялся праздник музыки, встреч и нашего содружества».

Концерт Саратовского губернского театра хоровой музыки прошел в Доме композиторов 14 декабря 2010 года. В программе прозвучали специально подготовленные для показа на съезде Союза композиторов произведения народного артиста СССР Андрея Эшпая и народного артиста, заслуженного деятеля искусств России РФ Валерия Калистратова (г. Москва), лауреата премии Союза композиторов России имени Д.Д. Шостаковича Салавата Низаметдинова (республика Башкортостан, г. Уфа), народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России Эдуарда Фертельмейстера (г. Нижний Новгород), заслуженного деятеля искусств РФ Виталия Ходоша (г. Ростов-на-Дону).

На суд строгой московской публики была представлена и музыка саратовских композиторов – народного артиста России, заслуженного деятеля искусств республики Татарстан Евгения Бикташева, заслуженного деятеля искусств России Елены Гохман, Владимира Мишле. Для исполнения цикла «Три посвящения» Елены Владимировны Гохман к Театру хоровой музыки присоединились народная артистка России Наталья Тарасова (сопрано, Астрахань) и Наталья Гольфарб (орган, Саратов).

По словам заслуженного деятеля искусств РФ профессора Л.А. Лицовой, «представленная программа была сложной как с точки зрения нотного текста, так эмоционального воплощения. Это было знакомство с новой музыкой, большая часть которой исполнялась нами впервые. Например, впервые прозвучали «Рекрутские песни» Валерия Калистратова, солистка – народная артистка РФ Анна Литвиненко. Выполнить возложенную столь ответственную задачу помогала великолепная акустика зала Дома композиторов. Участие в Съезде обернулось для нас знакомством с ростовским композитором Виталием Ходошом. Он, потрясенный концертом, сказал, мы открыли для него новую грань в его музыке. Коллектив работал как слаженный механизм. Хотелось бы отметить солистов из Театра хоровой музыки: К.Красникову, Г. Дорджиеву, С. Мальцеву, выступавших рядом с народными артистками А.Литвиненко, Н. Тарасовой. Зрители, подходившие после концерта, говорили: «Мы увидели Театр в прямом воплощении».

Директор Саратовского губернского театра хоровой музыки А.В. Николаева в превосходной степени отозвалась об этом концерте: «Уровень исполнения завораживал слушателя не только превосходной интонацией, великолепной ансамблевой слаженностью, единым эмоциональным состоянием, но и емким прочтением литературного текста. Большая часть произведений носила философский характер: как созерцательный, так и глубоко драматичный. Каждое слово окрашиваемое средствами музыкальной выразительности в исполнении хора приобретало свой зрительный образ. Благодаря выразительному исполнению эти образы становились не только зримыми, но и ощущаемыми. Они проникали и в душу и в сердце, будоража сознание и приводя в работу мыслительный процесс. У слушателя возникало чувство сопереживания и участия в действии. Слушая коллектив, создавалось впечатление, что ты находишься на спектакле, где видишь и персонажей, и смену декораций. Подчас после исполнения таких сочинений как «Ничьи» Е.М. Бикташева, «Мы ждем гостей» Э.Б. Фельтермейстера, зал не мог моментально аплодировать потому, что слушатели испытывали состояние потрясения от понимания смысла сочинения. И только через минуту приходило осознание того, что все переживания и эмоции возникли благодаря потрясающему исполнению. Вот это и есть Театр! Браво!».

Драматургия вечера выстраивалась в движении от северных широт к привольному Поволжью, над которым слышится раздольная песня. Мелодия-даль, переплетающаяся со стихией слова, царила в зале дома композиторов, охватывая различные жанровые сферы.

Автор вступительного слова и ведущая концерта профессор Н.Н. Владимирцева: «Творчество Художников самобытно и в высшей степени индивидуально, оно неразрывно связано с глубинными пластами национальной культуры, поднимает сверхважные вопросы бытия, решает проблемы нравственного выбора и личностного самоопределения. Это широкая панорама пронзительных, искренних чувств и, воплощенное в звуках, веское, ответственное слово современного Художника.

В 1 отделении концерта прозвучали сочинения композиторов-юбиляров. Это Художники разных поколений, различных творческих устремлений. Юбилейные даты позволяют нам прикоснуться к замечательным творениям, исполненным впечатляющей эмоциональной и художественной силы. Концерт открыло сочинение Патриарха отечественной музыки Андрея Яковлевича Эшпая «Три хора на стихи Артюра Рембо». Саратовский композитор Владимир Мишле, представленный в программе концерта двумя хорами из триптиха на стихи саратовской поэтессы Наталии Кравченко, отметил свой 50-летний юбилей сложившимся мастером инструментальной, камерной музыки. Мир образов его сочинений – светлые картины детства, живое ощущение современности, оптимистическое жизневосприятие.

Времена года, представленные в одноименном цикле ростовского композитора Виталия Ходоша (отметившего свой 65-летний юбилей), имеют глубоко эмоциональное звучание. Композитор мастерски создал в драматургии сочинения череду картин-состояний, которые следуют по линии сгущения красок – от светлых девичьих грез, предчувствия счастья, через романтическое ощущение полноты жизни, к постепенному её угасанию и драматическому финалу с пронзительным чувством сожаления о несбывшихся надеждах, несостоявшихся встречах, непережитых чувствах.

Творчество Саратовского композитора Елены Владимировны Гохман – яркое явление отечественной музыки. Высокая духовность, трепетная эмоциональность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания пронизывают каждое творение Мастера. Космос человеческой души – вот главная тема творчества композитора. В 1 отделении концерта прозвучала вокально-хоровая композиция «Три посвящения». Это сочинение можно назвать исповедью, так обнажены в нём чувства и ощущения. Жизнь человеческой души предстает во всевозможных её проявлениях. Нынешний год – год 75-летнего юбилея композитора. К великому сожалению, Елена Владимировна не дожила 2-х месяцев до него. В память о ней звучала её Музыка!

Музыка саратовского композитора Евгения Бикташева хорошо известна в России. Он – автор многочисленных произведений в жанрах симфонической, вокально-хоровой музыки, музыки для детей, песенном жанре, создатель обработок песен народов Поволжья. Яркий мелодист, прочно опирающийся на национальную почву, он создает произведения, исполненные философской глубины образов, достоверности чувств, публицистической остроты мысли. В концертной программе съезда прозвучали хоры: «Ой ты, поле…» – конногвардейская из радиоспектакля «Мужики» на стихи Виктора Гришина, «Ничьи» на стихи Владимира Кирюшина из цикла «Лихие 90-е».

Завершила концерт мировая премьера сочинения композитора Валерия Калистратова, большого мастера воплощения народной традиции в академических жанрах, – «Рекрутские песни» для народного голоса (солистка – народная артистка России – Анна Литвиненко) и академического хора на народные тексты. Обратившись к уникальному по своей выразительности и эмоциональной глубине пласту русского фольклора – рекрутским песням и причитаниям, композитор создает триптих на народные тексты, в котором искусно сочетаются высокий трагизм, истинная задушевность, естественная сердечность, эпическая сила. Интересно, что причет, который лег в основу центрального, второго номера, композитор услышал в Саратове от известной народной певицы Елены Сапоговой. Композитор развивает свой давний опыт соединения в едином звучании народного голоса и академического хора, образующий неповторимый по колориту эффект. Старинный жанр приобрел остро современное звучание. Композитор посвятил сочинение Л.А. Лицовой и Саратовскому театру хоровой музыки».

Делегатами от Саратовской композиторской организации на концерте 14 декабря в Москве были В.С. Мишле и А.В. Павлючук.

В.С. Мишле: «С Губернским театром хоровой музыки под руководством Л.А. Лицовой меня связывает многолетнее творческое сотрудничество – со дня основания театра. Этот хоровой коллектив отличает высочайший профессиональный уровень, необычайная работоспособность, стремление к постоянному совершенствованию и достижению новых исполнительских вершин. В каких бы концертных залах не выступал этот хоровой коллектив, он всегда находит тёплый и восторженный приём у любой слушательской аудитории. Особенно хочется отметить неизменно бережное творческое отношение и проникновение в замысел каждого исполняемого автора. Исполнение всей концертной программы заслуживает самой высокой оценки. Хочется поблагодарить всех участников замечательного хорового коллектива и его руководителя – Л.А. Лицову за высокое исполнительское мастерство и пожелать дальнейших больших творческих успехов».

А.В. Павлючук: «Среди интересных и разнообразных концертов фестиваля «Панорама музыки России», посвященном Х съезду Союза композиторов России, значительным и запоминающимся событием стало выступление Саратовского театра хоровой музыки, прошедшее 14 декабря в Московском доме композиторов. Обширная и разнообразная программа продемонстрировала впечатляющий ряд образцов современного хорового письма и композиторских индивидуальностей. Каждый номер концерта коллективу удалось подать самобытно, глубоко проникая в авторский замысел, сочетая высокий профессионализм исполнения с яркой эмоциональностью и театральностью. В очередной раз руководитель Театра хоровой музыки, профессор Л.А. Лицова показала редкое умение находить в любом сочинении Музыку с большой буквы и убедительно доносить её до слушательской аудитории, которая криками «браво» и долго не стихающими аплодисментами бурно приветствовала коллектив, его руководителя, солистку – замечательную певицу Народную артистку РФ Н. Тарасову, а также всех прозвучавших в концерте композиторов, выражая признательность за состоявшийся подлинный праздник хорового искусства».

Так фестиваль «Панорама музыки России» превратился в звучащее пространство Музыки России, неотъемлемой частью которого является Саратовский губернский театр хоровой музыки и его художественный руководитель заслуженный деятель искусств РФ Людмила Лицова.

И думается, что слова Народного артиста СССР Андрея Эшпая в адрес Союза композиторов России: «Как говорили великие, главное несчастье человека в том, что он не стареет… Настоящая же музыка – бессмертна. И это великое счастье!»,– в равной мере относятся и к нашему коллективу, который сохраняет и популяризирует музыкальное наследие страны.


Автор статьи:  Ирина РЫБКОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: