Общественники станут журналистами
В Общественной палате Саратовской области заработала комиссия по информационной политике и свободе слова, которую возглавляет заместитель директора ГТРК «Саратов» Сергей Утц. В начале недели в ПАГСе прошел круглый стол о взаимодействии средств массовой информации и некоммерческих организаций (НКО). Тема важная, ибо без конструктивной работы в данном направлении вряд ли возможно развитие гражданского общества.
Выступающим дали по пять минут, поскольку говорить дольше, по мнению Сергея Рудольфовича, просто неприлично. В регламент укладывались не все, что не помешало острой дискуссии. Директор ТВЦ-Саратов Дмитрий Петров привел данные 12-летней давности о том, что СМИ освещают деятельность лишь 1–2 процентов существующих общественных организаций, чья работа не направлена на извлечение коммерческой выгоды. Присутствующие общественники вынуждены были признать, что за прошедшие годы ситуация практически не изменилась. Между тем, если пресса не пишет о какой-то организации, то, как показывают исследования, этой организации для массового читателя как бы не существует.
Наиболее распространенная претензия к СМИ со стороны НКО – журналисты не хотят проникнуться важностью темы, которую разрабатывает конкретная общественная организация. Борзописцам подавай только жареные факты и сенсации, а что-то доброе и хорошее их не интересует. Представители СМИ на это заявили, что именно читатель требует от них сенсаций, потому критиковать за это прессу глупо.
Член Общественной палаты Юрий Виткин, по сути, подтвердил слова о том, что события нет, если о нем не сообщили СМИ. Когда в 90-е годы средства массовой информации договорились не писать о скандально известной организации «Память», популярность ее идейного вдохновителя за короткое время упала на 50 процентов. В этой связи Виткин обратился к журналистам с просьбой не раздувать конфликты, случающиеся на межнациональной почве. Смакование таких моментов лишь усугубляет ситуацию.
Общественников стали убеждать в том, что именно они должны интереснее рассказывать о своей работе. Да, журналист может не понимать всей остроты вопроса, но его обязанность – вкусно подать поднимаемую проблему. Член Общественной палаты Ольга Коргунова подтвердила, что и такая сложность существует. Когда она заинтересована в публикации, предоставляет всю необходимую информацию, то проблем со СМИ не возникает. Зачастую же бывает так: общественники хотят, чтобы о них написали, но сами шагов навстречу не делают. Вот тогда к появившемуся на свет творению журналиста возникают вопросы и претензии.
Сергей Утц предложил пойти другим путем. Поскольку из какого бы то ни было заседания круглого стола крайне трудно выжать что-то интересное для СМИ, следует провести мероприятие в неожиданном формате. К примеру, арендовать на два-три дня какой-нибудь пансионат или турбазу, поселить там общественников и журналистов. И попросить их на это время поменяться ролями. Журналисты станут организаторами мероприятия, а общественники попробуют написать об этом статьи и отснять видеосюжеты. Представителям общественности идея понравилась, тем более, что член Общественной палаты Ольга Пицунова когда-то сотрудничала с газетами как обозреватель, так что для нее писать тексты – дело не новое. Как с этим справятся другие, не известно. Но в любом случае польза от перемены декораций будет. Журналисты лучше поймут общественность, а члены НКО осознают, как не просто «кропать статейки».
О чем бы ни говорили джентльмены, разговор все равно сводится к деньгам. Так получилось и на круглом столе в ПАГСе. Журналисты не воздухом питаются, посему было бы неплохо сотрудничать с общественными организациями на коммерческой основе. В противном случае информационный повод должен быть таким, чтобы СМИ ни при каких обстоятельствах не смогли бы пройти мимо него.
В итоге договорились до того, что СМИ и НКО делают одно общее дело. Ибо репортер отличается от бескорыстного общественника лишь тем, что получает за свою работу гонорар. Кто-то напомнил расхожую фразу о том, что журналист должен быть от власти на расстоянии вытянутой, но не протянутой руки. Думается, приблизительно на том же расстоянии представитель СМИ должен находиться и по отношению к общественным организациям.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи: Сергей ДЕЖНЕВ
Рубрика: Общество