Яндекс.Метрика

Сохранить мир семьи

Сохранить мир семьи

2008 год объявлен Годом семьи. Официально он проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи. Особое внимание уделяется социальной помощи не только детям, оставшимся без опеки взрослых, но и семьям, попавшим в трудную ситуацию.

За последние два года авторитет государства как гаранта социальной защиты значительно вырос. Правительством был принят пакет документов, определяющих объем и порядок финансирования различных социальных программ. Основным практическим механизмом реализации государственной семейной политики является система социального обслуживания семьи и детей. Впервые разработана продуманная целенаправленная политика в отношении проблемных семей, в каждом регионе развивается и работает сеть учреждений социальной помощи семье и детям.

Как данное направление социальной политики реализуется в Саратовской области? Наш разговор с министром социального развития Владимиром Чернышевым.

– Владимир Владимирович, сложившаяся за много лет в Саратовской области сеть учреждений помощи семье и детям работает достаточно эффективно. Какие приоритеты заложены в концепции ее развития?

– Развитие данного направления социального обслуживания определено наряду с федеральными законами Концепцией семейной политики и Концепцией демографической политики Саратовской области, Концепцией развития системы социального обслуживания населения области до 2010 года, областной целевой программой «Дети Саратовской области» на 2007–2010 годы, областной целевой программой о дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008–2010 годы.

Напомню, формирование системы социального обслуживания семьи и детей в Саратовской области проходило в два этапа. Первый – с 1994 по 2001 годы, когда в муниципальных районах области были открыты отделения помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения, которые продолжают действовать в 29 муниципальных районах.

Второй этап – с 2001 года по настоящее время – активное развитие сети центров «Семья». Причем 11 из 17 действующих сегодня учреждений были открыты в период 2005–2007 годов.

В настоящее время основной целью семейной политики является создание условий для беспрепятственного осуществления семьями своих прав, содействие в улучшении их социального положения и психологического статуса. Во главу угла поставлено укрепление семьи как социального института. На первый план выходит помощь и поддержка семьи, не относящейся к категории «неблагополучной», пропаганда опыта талантливых и социально ответственных родителей, возрождение духовных и нравственных основ семьи. Основным принципом социальной помощи семье становится совмещение государственной поддержки с активизацией внутреннего потенциала семьи.

– В условиях стабилизации социально-экономической ситуации в стране перестает быть основной задачей помощь только лишь неблагополучным семьям. Если рассматривать проблему в этом аспекте, какие основные задачи возлагаются на центры «Семья»?

– Как сказал классик, «каждая семья несчастная по-своему». В первую очередь необходимо заниматься профилактикой семейного неблагополучия на ранних стадиях. Это выявление семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Обеспечение социального сопровождения семей, находящихся на социальном патронаже. Медико-психолого-педагогические и правовые услуги единовременного или постоянного характера. Предоставление временного приюта женщинам с детьми, попавшим в кризисную ситуацию. Диагностика и коррекция особенностей развития детей, детско-родительских отношений, предоставление консультативной помощи семьям. Обеспечение защиты прав и законных интересов семей с несовершеннолетними детьми.

Таким образом, действующим законодательством определены две основные функции центров социальной помощи семье и детям «Семья». Это обеспечение социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми, отдельных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и профилактика социального сиротства. Необходима консолидация межведомственных ресурсов по выводу семьи из кризиса. Именно центры «Семья» наряду со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются базовыми для реализации принципа межведомственного взаимодействия.

– Пожалуйста, поясните в чем преимущества центров «Семья» по сравнению с отделениями помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения?

– Во-первых, самостоятельная материальная база. Это позволяет открывать комнаты психологической разгрузки, сенсорные комнаты, тренажерные залы, комнаты для проведения психолого-педагогических тренингов и коррекционных занятий логопедов, психологов, социальных педагогов и прочее, что значительно расширяет перечень оказываемых населению услуг и способствует повышению их качества.

Во-вторых, структура центра «Семья», сложившаяся в нашем регионе, и кадровый потенциал позволяют сегодня работать с наиболее сложными категориями населения, которые ранее не попадали в зону внимания субъектов системы профилактики, несмотря на то, что данная деятельность является законодательно определенной. Речь идет об условно осужденных несовершеннолетних; женщинах и подростках, вышедших из мест лишения свободы; женщинах с детьми, испытавших домашнее насилие; женщинах с синдромом алкогольной зависимости; выпускниках интернатных учреждений; отцах, воспитывающих детей без участия супруги; несовершеннолетних родителях; семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с государственными стандартами Центры «Семья» оказывают до 40 видов услуг. Тогда как при штатной численности специалистов в 5–7 человек, отделениями помощи семье и детям практически оказываются не более 6–8 видов. В основном, социально-экономических – благотворительная помощь, бесплатные обеды, «банк одежды» для семей, нуждающихся в оказании экстренной помощи, и услуги по оказанию содействия в оформлении документов на получение мер социальной поддержки.

– На заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе по вопросам государственной и общественной поддержки семьи, материнства и детства в марте текущего года, в котором участвовал губернатор, среди факторов, снижающих эффективность реализации семейной политики, была названа «недостаточная развитость системы комплексного сопровождения семей и детей, способная на качественном уровне осуществлять развитие позитивных социальных явлений в сфере семьи…» Относится ли данное критическое замечание к нашему региону?

– Наша область в результате целенаправленной работы по числу учреждений помощи семье и детям занимает 19 место в Российской Федерации.

А если сравнивать с другими регионами Приволжского федерального округа, то в нашем регионе система подобных учреждений одна из самых развитых. Нас опережают только Самарская область, где центры «Семья» есть в каждом районе, и Волгоградская область, где функционируют 19 центров «Семья».

Вместе с тем, по нормативам Министерства здравоохранения и социального развития РФ, данные учреждения создаются из расчета одно учреждение на 50 тысяч жителей, проживающих в городе. В Саратовской области обеспеченность учреждениями помощи семье и детям составляет 33%, что пока еще приводит к сохранению ситуации, когда жители области имеют неравный доступ к набору социальных услуг.

– Есть ли на сегодняшний день определенные результаты, свидетельствующие, что работа вашего министерства по улучшению положения семей с детьми в Саратовской области ведется в правильном направлении?

– Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, – 22,7%. По России в целом этот показатель составляет 19,3%. Причем около 50% семей обслужено специалистами 17 центров «Семья». За последние два года число обслуживаемых центрами «Семья» семей и человек выросло почти вдвое – с 29683 до 42894 семей.

Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей в нашей области – 1,2%. По России – 1,82%. Между тем, согласно прогнозу, по Российской Федерации ставится задача достигнуть удельного веса безнадзорных детей к 2010 году только до 1,4%!

Абсолютное число семей, находящихся в социально опасном положении, снизилось на 17% – с 4263 в 2006 году до 3429 семей, учтенных в настоящее время. Этот результат стал возможным, благодаря четко отработанному региональному механизму взаимодействия всех субъектов системы профилактик детской безнадзорности, который включает наряду с учреждениями социальной защиты населения учреждения образования, здравоохранения, занятости, внутренних дел.

Специалистами Балаковского центра «Семья» только за 1 квартал 2008 года оказано правовых услуг почти двум тысячам клиентов: это правовое консультирование, составление исковых заявлений, запросов, ходатайств. Каждая консультация гражданина по юридическим вопросам в сторонних организациях в среднем по городу Балаково оценивается в диапазоне 100–300 рублей. Экономия семейного бюджета очевидна!

– Каковы дальнейшие перспективы развития социальной помощи семье?

– Наиболее эффективные направления развития центров «Семья» – это участковый принцип работы, позволяющий обеспечить максимальную доступность социальных услуг населению. Такой подход к работе будет включать «интенсивную семейную терапию на дому». Мобильные выездные бригады, работа с ближайшим семейным окружением, организация службы уличных социальных работников.

Эти новые социальные технологии, направленные на активизацию внутренних ресурсов семьи для преодоления сложной жизненной ситуации, уже реализуются в рамках проекта Минздравсоцразвития России и Стокгольмского Университета при поддержке Агентства по международным связям Швеции (SIDA) «Реализация комплексного подхода в работе с семьей». По данным технологиям уже получили сертификаты 42 специалиста. Это кропотливая индивидуальная работа. Вместе с тем, только за один год использования этих технологий 31 семья выведена из трудной жизненной ситуации.

Но чтобы развиваться, нужно взаимодействие по всем направлениям. В последние годы по объективным причинам центры «Семья» в первую очередь открывались в тех районах, где мы находили отклик и понимание администраций, которые представляли необходимые помещения для открытия учреждений. При этом в 29 районах области продолжают действовать малочисленные службы помощи семье и детям при центрах социального обслуживания населения, не имеющие достаточного набора помещений для работы с семьей, необходимого оборудования и кадров. Сохраняются территории, где ситуация с детской безнадзорностью далека от стабильной. Это Ершовский, Турковский, Романовский районы. Наиболее остро проблема стоит в Саратове. При нормативе 1 центр на 50 тысяч населения, в областном центре функционирует один-единственный центр «Семья»!

В соответствии с поручением губернатора в рамках разработки стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года и формирования бюджета на 2009–2011 годы нашим министерством совместно с научными и общественными организациями до конца первого полугодия текущего года будет произведен детальный анализ результатов и эффективности деятельности государственных учреждений помощи семье и детям. По результатам будут внесены изменения в Концепцию семейной политики и Концепцию развития системы социального обслуживания населения Саратовской области.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №17 (277)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: