Яндекс.Метрика

Телеобираловка

Телеобираловка

Телевизионные эфиры буквально заполонили платные интерактивные викторины с нулевым уровнем сложности. Расчет абсолютно циничный – на доверчивость граждан, которые полагают, что именно они знают правильный ответ на этот простой вопрос. Отрезвление приходит только вместе со счетом от мобильного оператора.

Но самое главное – в отличие от того же игорного бизнеса эти «игрушки» никак не регулируются законом.

Спектакль на голубом экране

«Неужели Вы не знаете ответа на этот простой вопрос?! Звоните скорее и 20 тысяч рублей станут вашими».

Девушка-ведущая без комплексов (и почти без одежды) предлагает зрителям решить интеллектуальную задачу уровня старшей группы детского сада и получить за это много денег. Слишком просто, чтобы задуматься и слишком привлекательно, чтобы отказаться. Она «убеждает» забрать деньги. Выражает свою заинтересованность и энное количество раз останавливает время, дав возможность зрителю позвонить. При этом оставшаяся минута может растянуться почти на час. Девушка так искренне «умоляет», что создается впечатление, что ей действительно никто не звонит...

Но на самом деле в этот момент сотни и тысячи людей набирают номера, которые видны на экране. Автоответчик сообщает им, что они почти дозвонились, и просят перезвонить еще. При этом одни говорят, что шанс есть у каждого десятого, другие – что у каждого сотого, третьи – у каждого тысячного. Нужно ли пояснять, что найти предлагаемую сумму денег на улице вероятнее, чем просто дозвониться до эфира этакого «казино на диване».

Согласно опросам Научного центра психического здоровья РАМН, каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни совершал «звонок в студию». В команде организаторов подобных игр работают суперпсихологи. Все рассчитано на простое человеческое желание выиграть. Но как подано! Зритель отлично видит сумму и далеко не всегда обращает внимание на бегущую строку внизу экрана, где мелким шрифтом написаны реальные условия конкурса и расценки за телефонное соединение или отправку sms. Человек, длительное время наблюдающий за происходящим на экране, рано или поздно не выдерживает «тупости» других телезрителей, не знающих правильного ответа на элементарный вопрос, и, не обращая внимания на расценки за соединение (кстати, один звонок может обойтись от 1 до 3 долларов), все-таки набирает указанный номер телефона…

Дети плачут – родители платят

Как только стало ясно, что игорный бизнес отправится в резервации, появились не менее эффективные и сравнительно честные способы отъема денег у населения. Расцвет телевикторин совпал по времени с принятием Закона об игорном бизнесе. После его вступления в силу стало меньше залов игровых автоматов, и главное – автоматов-столбиков, глотающих пятирублевые монеты. Но желание играть осталось…

Так кто же попадается на удочку к организаторам викторин? В основном это школьники и студенты, которые с легкостью расстаются с родительскими деньгами. Раньше подобные передачи шли исключительно в ночном эфире, но в последнее время их показывают и днем. Вероятно, это сделано именно с расчетом на детей.

Взрослые, оплачивающие «игры» своих чад, уже прошли школу денежных пирамид, нечестных кредитов, двойных продаж, а потому не очень-то спешат звонить по мобильному телефону «в телевизор». Вот и получается, как в мультике про госпожу Белладонну: дети плачут, а родители платят.

Еще одна категория – доверчивые пенсионеры. Как известно, старый что малый. К тому же пожилые люди уверены, что раз эти передачи показывают по телевидению, значит, здесь все по-честному. На деле же – жестокое разочарование.

Достаточно распространенным способом телемошенничества является произносимая с экрана фраза «Проголосуйте за любимого исполнителя». В этом случае важна не столько сама стоимость звонка, колеблющаяся в районе 30 рублей, сколько то, что «голосовать» можно даже при нулевом балансе. Счет потом представляет сотовый оператор. Широкий резонанс получил случай, когда 69-летняя пенсионерка из Москвы, чтобы поддержать на телепроекте «Звезды на льду» свою любимую пару ЯгудинПушкина, так часто звонила на заветный телевизионный номер, что в конце прошлого года получила счет за телефонные переговоры на 97 тысяч рублей. В итоге поклонница Ягудина попала в больницу с инфарктом.

Подобные телевизионные лохотроны существуют во всем мире – к человеческим слабостям, включая желание потратить личные деньги на ерунду, уже давно относятся с пониманием. Но подобные передачи идут на платных каналах. Доступ несовершеннолетним закрыт. У нашего зрителя выбора нет. И контроля со стороны государства – тоже.

Закон бессилен?

К сожалению, нашим законодательством наказание за обман людей с помощью телевикторин не предусмотрено. Юридический статус телевикторин до сих пор не определен, нет ясности, лотерея это, конкурс или азартная игра? Приходится констатировать, что в законодательстве есть огромная брешь, а организаторы телелохотронов просто ею воспользовались.

Чтобы запустить в телеэфир такую игрушку, не надо получать лицензию ни на игорный бизнес, ни на лотерейную деятельность. Схема проста – организаторы телевикторин заключают договор с сотовой компанией и с телеканалом на предоставление вещания. Юридически к каналу невозможно предъявить претензии, потому что он просто транслирует передачу. Закон «О защите прав потребителей» здесь не работает – никто не заставляет телезрителей участвовать в игре. Не поможет и закон об азартных играх. Чтобы его применить, сначала нужно будет доказать, что телевикторины азартные, а не интеллектуальные игры.

Вот и получается, что наказать по закону ни телеканал, ни оператора, ни заказчика невозможно. Телеканалы не отвечают за содержание телевикторин и выплату призов, а всего лишь размещают их в эфирной сетке на правах рекламы. Операторы телефонной связи на законной основе получают 30% прибыли от компании-организатора. До самих организаторов вообще достучаться невозможно, они отгородились от неудобных вопросов при помощи фирм-посредников, которые, собственно, и делают всю грязную работу по заключению договоров и при этом не раскрывают самих заказчиков, руководствуясь коммерческой тайной.

Но нельзя сказать, что государство совсем уж игнорирует проблему. В конце 2007 года в Госдуме прошли специальные слушания и представители телеканалов «доказали», что телевикторины к игорному бизнесу не имеют никакого отношения. На том дело и кончилось…

Комментарии

Александр Паращенко, кандидат медицинских наук, главный психиатр и нарколог области:

– Поддерживаю классика в том, что «вся жизнь – игра». Но каждая игра должна быть разумной. Ведь и в шахматы можно играть на деньги! У человека две духовные основы – вера и доверие. Вера – это категория постоянная. А доверие должно быть дозированным и контролируемым. И основа его – разум и жизненный опыт.

Абсолютно согласен, что в последнее время на отечественном ТВ расплодились передачи, которые эксплуатируют весь букет человеческих слабостей: нежелание думать, алчность, похоть и стремление к дешевой популярности. Лично у меня нет сомнений, что телелохотроны – разновидность азартных игр, откровенная глупость, в которую нельзя ввязываться. Любые деньги надо зарабатывать. Пока не было обращений пациентов, страдающих игровой зависимостью от телевикторин. Наверное, еще не набралась так называемая критическая масса, как, например, в случаях с интернет-зависимостью или игровыми автоматами. Видимо, прошло еще недостаточно времени с момента появления таких игр.

Олег Галкин, депутат областной Думы, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму:

– Когда я наблюдаю подобные вещи, комментарий один – «покуда есть на свете дураки, обманывать нам стало быть с руки»…

А запреты в этой сфере деятельности малоэффективны. Лазейка найдется всегда. Взять хотя бы сегодняшнюю ситуацию с залами игровых автоматов. Большинство закрылись, некоторые пытаются работать подпольно. А более «хитроумные» перешли в иную категорию. Формально они «оказывают интернет-услуги». А на самом деле все компьютеры подключены только к одному сайту – «он-лайн казино». Сейчас совместно с прокуратурой готовятся мероприятия, чтобы ликвидировать эту прореху уже в новом законодательстве.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №16 (276)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: