Вдали от шума городского
Закончил музыкальную школу и музучилище, высшее образование получил уже как артист – в Саратовской консерватории им. Собинова. Там же проходит теперь выставка его работ. Андрей превосходно играет на саксофоне, создает интересные образы на сцене театра «Версия», но в свободную минуту берет в руки палитру, и… начинается сказка – теплая, изящная, красивая, как сам ее создатель.
«Самородок» в живописи, Андрей Ханжов не стал слепо копировать природу, как это свойственно неопытным ученикам. Ему близка изысканная и сложная живопись Писсаро. Как и великий француз, Андрей придает большое значение цвету, способному передать не только материальную сущность предмета, но и форму. У Писсаро легкие мазки чистых цветов, взаимодействуя друг с другом, создают вибрирующую тональную гамму. У Ханжова на его лучших полотнах, с охристыми полями и золотистыми стогами, с радужной осенней листвой под ногами и нежным румянцем неба над головой, цвет и мазок тоже вибрируют и как бы даже пульсируют.
Он пишет окрестности родной Екатериновки и любезной его сердцу Агафоновки с одинаковым лиризмом – во все времена года. Только чуть напряженнее стали со временем композиционные ритмы, чуть динамичней вертикальные линии. Добрый рыбак и знатный грибник, Андрей может изобразить жанровую картину – неподвижного рыболова на речке, натюрморт – полную корзину крепких боровичков. Но в душе он пейзажист. На вернисаже студенты консерватории проникновенно пели романсы и народные песни.
А в Союзе художников в эти дни проходит выставка молодых живописцев и прикладников. Батики и ручное ткачество, графические работы и картины маслом… Знойные, насыщенные цветом арбузы и легкие, лаконично поданные улицы и дома, нежные туманы хвалынского утра и абстрактные построения с усложненной символикой – Н. Аргунова, А. Гвоздю, Е. Палехина, Д. Репина. Разные стили, направления, жанры: каждый выбирает по себе. Но уже вырисовывается свой неповторимый почерк, скажем, у воздушно-миражной кисти Аргуновой или у архитектурно-строгого карандаша Репиной.
В Радищевском музее сразу две премьеры выставок. В историческом здании на ул. Радищева представлены работы студии при Саратовском отделении СХ замечательных педагогов Натальи Щербаковой и Ольги Черкасовой. Более 200 раз их ученики становились лауреатами международных, всероссийских, областных конкурсов. Награждались они и дипломом Российской академии художеств, и грамотой Королевского посольства Дании, и золотым дипломом Международной выставки в Тайване. Выставка «Архитектура цвета» – только одно звено в ряду детских выставок в художественном музее первого класса. Это большая честь для юных авторов и серьезная школа. Она полезна и для взрослых посетителей: известно, что дети до определенного возраста гениальные художники. А свежий, непредвзятый взгляд на мир всегда притягателен.
А в Доме-музее Павла Кузнецова разместилась большая выставка работ Ольги Бабенковой. Это событие для живописного Саратова. Профессионал, сознательно избравший для себя путь наивиста. Конечно, работа на хлопчатобумажном комбинате и обойной фабрике навсегда приучила художницу к яркой образности при композиционной немногословности. Фруктам и цветам просторно на картинах Бабенковой. И так им уютно в этом светлом, радужном мирке. Похожая на крохотную добродушную фею, она словно отсекла для себя все противоречия и сложности реального мира. Гармония красок и контуров предметов есть в ее русском Севере, и в запутанных улочках Прибалтики, и в осеннем багрянце Болдина. Используя излюбленный прием, – вид из окна, она чудесным образом его преображает. И за оконным переплетом пушкинского домика открываются такие звонкие, сочные, чистые пейзажи, какие поэт, наверное, видел в воображении только в самые лучшие свои дни. Белым облачком наплывает сирень на редком для художницы полотне с «чистым» натюрмортом. Недаром название выставки такое экзотичное – «Среди мавританского газона». Для Бабенковой везде Мавритания – хоть на севере, хоть на Западе.
До сей поры видела только маленькие картины мастера, которых она как-то написала ровно 365 – на каждый день года. Но и большим ее работам свойственны все те же черты – очень праздничная, удивительно радостная декоративность.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №7 (407)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика: Культура