Рокабилли – возвращение к истокам, или Назад в будущее
Эту публикацию мы посвящаем такому уникальному явлению, как рокабилли. Вообще само слово Rockabilly получилось при скрещении слов rock-n-roll и hillbilly. Под рок-н-роллом Алан Фрид зашифровал ритм-н-блюз, а хиллбилли – это разновидность кантри (а еще это слово может означать «жлоб из южных штатов», причем не обязательно в оскорбительном тоне. Дословно: хилл-билли – «Билли с холма»). Как видно, «рокабилли» означает ритм-н-блюз плюс кантри.
Поскольку за прошедшие десятилетия на основе этой музыки возникло много разных течений, то, говоря о 1950-х, компетентные люди добавляют – классическое, аутентическое или рокабилли 1950-х. Одним из подстилей этого направления является Surf rock – популярная американская музыка начала 1960-х, изначально пляжная, т.е. для серферов (тех, что на досках по волнам катаются). Музыка преимущественно инструментальная, по сути, смесь рок-н-ролла, простеньких романтических мелодий и оригинального гитарного стиля Dick Dale, с которого все и началось.
Особое внимание привлекает ответвление Psychobilly. Впервые его использовала группа CRAMPS в 1976 году. У ранних CRAMPS не было не только контрабаса, но даже и бас-гитары, зато было две гитары – одна «тяжелая», а другая «легкая». Сами они называли свой стиль Rockabilly VooDoo. Вот это и было «классическое» сайкобилли, и, если спорить, «может ли быть «сайкобилли» с бас-гитарой, или только с контрабасом», то правильным получается ответ: «в «сайкобилли» не должно быть ни того, ни другого». Говоря серьезно, СRAMPS, не смотря на очень своеобразное звучание, действительно стали основоположниками нового стиля, формула которого: «рокабилли плюс панк, и много бешеной энергии». От них же пошли и нетрадиционные темы для песен, взятые из фильмов категории «Б» – ужасы, космическая и прочая фантастика, уличное хулиганство и, как правило, все это не без юмора.
Следующими классиками стали METEORS. Их история начинается на концерте CRAMPS, хотя сегодня Пол Финик этого ни за что не признает, сегодня он кричит, что только Меteors играют настоящее, чистое, «классическое» «сайкобилли». Почему он так решил, и главное, почему это так важно, Пол едва ли сможет объяснить. Но по крайней мере, Меteors – это самая первая европейская «сайко»-команда, и наиболее культовая из всех. А вторая, пожалуй, даже больше известная тамошней широкой публике – это KING KURT (не уверен, но кажется тенденция «психов» забриваться налысо пошла именно с них).
И вот здесь наступает момент истины, те, кто слышал King Kurt, подтвердят мои слова – музыка этой группы вообще ни на что не похожа, у них в составе даже есть саксофон. Совсем другая тематика текстов, очень своеобразное шоу, афроритмы, латинос, каверы на джазовые стандарты и еще много чего...
В Советском Союзе, рокабилли существует с 1964 года («Архив», «Оптимисты», «Рок-отель».) Сайкобилли представлено в СССР группой Meantraitors созданной Стасом Богорадом в Питере в 1989 году. Первоначальный состав – это Стас Богорад (гитара/вокал), Игорь Холодикин (контрабас), Женя Беляев (ударные). В 1990-х годах они много играли по Питеру, и своими энергичными выступлениями добились популярности. В это же время было записано и первое демо из двенадцати песен, для российского ТВ было снято четыре клипа. Группу поддерживала большая армия фанов «5-th Column». Три песни этой группы вошли в сборник «Psycho Attack Over Europe vol. 5». На современной российской сцене выделяется московская группа Beat Devils, существующая уже 10 лет.
В Саратове, если я не ошибаюсь, нет ни одной рокабилли-группы. Если это не так, вы можете написать мне по электронной почте alister99@mail.ru c пометкой «В газету» или позвонить по телефону редакции 23-94-02 (спросить Юрия).
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №10 (410)
Автор статьи: Юрий АЛИСТЕР
Рубрика: Культура