Много ликов у прекрасного
Везде – и в Радищевском музее, и в Доме Павла Кузнецова, и в Областном Доме искусств, и в литературном музее Федина – проходят новые выставки, акции, встречи, «круглые столы».
Космическая тема не ушла вместе с отшумевшим Днем космонавтики: летопись покорения космоса представлена в плакатах. Одноименная выставка, организованная «Комсомолкой», проходит и в Саратове – в музее Радищева, и в 30 городах страны.
«50 лет в космосе» – это, конечно, и советская идеология. Многие плакаты в лоб говорят о «победе коммунизма и КПСС» в околовоздушном пространстве, откровенно прославляют строй. И выполнены они весьма схематично, формалистически. Но с уходом хрущевской эпохи идеологи становятся умнее, изощренней, а плакатные художники изобретательней. Великий и загадочный космос с его новыми мирами и бесконечными горизонтами выходит на первый план.
Состоялась в нашем Поволжском Эрмитаже и презентация книги превосходного знатока детской психологии, ведущего искусствоведа Галины Гусевой. Это очень важное, уникальное издание. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, приобщение их к искусству – одно из главных направлений работы с детьми в музее. Начав с экскурсии, постепенно Галина Борисовна разработала целую методику занятий с незрячими и слабовидящими детьми. Знакомство с фактурой предметов, создание их аналогов из пластилина, рисование их гуашью на стекле. Особую технику рисунка пальцами на стекле придумала искусствовед Гусева. Примером для нее был художник Юрий Нашивочкин из Петербурга. Он открыл, что незрячие могут писать картины не хуже зрячих. Но Галина Борисовна создала собственную методику обучения.
Юбилей поэта Светланы Кековой очень торжественно провели в историческом здании Радищевского музея (здесь Светлана Васильевна работала после университета, здесь часто проходят ее творческие вечера). Играл струнный квартет, выступала большой друг Светланы – профессор консерватории Татьяна Кан. Было много поздравлений друзей. И, конечно, Кекова читала свои стихи. Мы сидели на границе двух залов – русского модерна и изящного века Екатерины. Ее поэзия тоже погранична – между классическими традициями прошлого и изысканными находками «серебряного века», ее трудно оторвать от завораживающего чтения самого автора.
В нашем литературном музее имени Федина начали готовиться к его 30-летию. Этому событию было посвящено расширенное заседание Ученого совета музея. Славные страницы его истории здесь перелистали вместе с друзьями и коллегами музея (учеными института филологии и журналистики СГУ). Архив фотографий важнейших конференций и встреч, ключевые научные публикации, знаменитые Фединские чтения, собирающие литературоведческий цвет России.
Государственный музей К.А. Федина был открыт на родине писателя, в здании бывшего Сретенского начального училища, где он учился в 1899-1901 гг. С первых лет музей позиционировал себя как музей русской литературы XX века (чему посвятил свою новую превосходную, и с научной, и с «популярной» стороны экспозицию). Сейчас музей называют не иначе, как «Дом русской литературы XX века». Литературные гостиные и вечера, Блока, Цветаевой, Булгакова, Высоцкого, Галича; лекции о творчестве Ахматовой, Гумилева, Пастернака, Солженицына. Стационарные выставки из богатейших фондов музея. Интереснейшие издания готовятся к юбилейной дате, пройдут конференции и встречи.
В доме-музее Павла Кузнецова открылись сразу две выставки. В мезонине – Марины Майоровой. Ее симпатичная цветочная тема открывает летние сезоны в мансандре Дома, где можно проводить только сезонные выставки. Майорова – непрофессионал, но она одна из лучших учениц художника Александра Котова, талантливого пейзажиста реалистического направления. Ученица тоже тяготеет к натурному изображению живой природы, о чем программно пишет в своем пресс-релизе. Собственно, в Доме открылась серия выставок с многозначительным названием «Арт-ринг». На ринге встретились картины Андрея Ванина и Юрия Сурина. Идея выставочного проекта принадлежит известному саратовскому коллекционеру Игорю Аскасеву: не столкнуть творчество двух очень одаренных художников, а пригласить зрителей к диалогу. Как пишет искусствовед, «в их произведениях – искренних и исповедальных, порой пронзительных и драматичных перед нами проходит история душевной жизни каждого из них». Сурин рано ушел из жизни. Шестидесятник, который не шел за соцреализмом, а писал свой городской пейзаж – тонкий, тихий, безлюдный, цветоносный, не без внутреннего драматизма. Про яркий, обобщенный, декорированный бесчисленными символами мир Андрея Ванина говорят, что это мир, увиденный изнутри. Какие-то образы, смутно нам знакомые из снов, порой – как бы из кошмаров, всплывают в его картинах и артефактах. Его почерк не спутаешь. Он остро индивидуален, экспрессивен и красочно выразителен. Зрелое мастерство художника сквозит в каждой, даже небольшой, работе. Как ни странно, два таких разных таланта замечательно смотрятся вперемежку на маленьких стенах кузнецовского дома.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №17 (417)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика: Культура