Яндекс.Метрика

Последние штрихи весны

Последние штрихи весны

Радищевский музей продолжил серию выставок известных московских художников, идущих в авангарде современного искусства. Это не первая семейная экспозиция, представляющая разные грани двух творческих индивидуальностей.

На выставке «Пространство геометрии» Екатерины Демуровой и Сергея Смирнова представлены почти 60 работ: живопись, графика, арт-объекты, созданные в 1990-х – 2000-х годах.

Художница берет как бы отдельные элементы одного мирового здания: лестницы, уходящие в небо, булыжники уже не существующей мостовой, раскатившиеся во все стороны шары – и помещает их в большие плоскости, превращая в многомерное, захватывающее своими далями и глубинами пространство. И вот уже фрагмент лестницы взмывает вверх символом восхождения, каменная спираль представляется частью непроходимого античного лабиринта. От песчано-каменистых оттенков веет еще более отдаленной историей – древних египтян, древних индейцев. «Их образы, с одной стороны, подчинены четкой логике, с другой, в каждом произведении ощущается момент импровизации, глубоко личного переживания, свободного артистического жеста», – пишут искусствоведы.

Удивительно созвучна Демуровой живопись Смирнова, который тоже использует в своих пространственных построениях геометрию. Но больше – паралеллепипеды, представленные в своей многогранной медной фактуре (сложная техника). Помещенные на горизонтальных листах, они имеют множество «ликов» и требуют очень неспешного рассматривания. Артефакты на выставке более чем убедительны: стулья, расписанные геометрическим узором, вибрируют и оптически обманывают, три макета пирамид на песке с полустертыми надписями-значками на гранях, будто взятые из долины царей в стране фараонов.

Интересную выставку открыла у себя торгово-промышленная палата. Это первая экспозиция в просторных коридорах бывшего НИИ. Здесь представлены работы сразу пяти саратовских художников: Светланы Лопуховой, Николая Аржанова, Ольги Жиляковой, Игоря Ролдугина, Рашида Салямова. Постмодернисткие искания в цвете и в форме Жиляковой созвучны большим цвето-абстракциям Салямова. Аржанов неподражаем в своих натюрмортах, Ролдугин в – городских пейзажах, существующих как бы в пятом измерении, Лопухова, один из лидеров хвалынского движения, продолжает духовные и живописные искания более обобщенными и «глубинными» работами.

Как всегда, разнообразны выставки в областном доме работников искусства. Незадолго до дня Победы в рубрике «В мастерской художника» здесь прошла встреча с мастером саратовского пейзажа заслуженной художницей России Натальей Чечневой. Работы Натальи Александровны поражают редкой светоносностью кисти, нежным переливчатым небом, впитавшим в себя множество тонов и оттенков, и такой же живой, легкой, пульсирующей под солнцем волжской водой. Исследователи относят ее творчество к русскому импрессионизму саратовского образца. И на этот раз изящные пейзажи мастера вызвали большой интерес. Но разговор шел не только о них. На фоне чечневских картин очень хорошо было сидеть и слушать стихи о Волге, о простой и трогательной красоте наших мест, об обильной рыбалке и всей летней, размеренной жизни мирного довоенного Саратова. Было немного грустно. Мы уже знали конец этой истории. Автор поэмы (не очень умелой, но очень искренней), двоюродный брат Натальи, уйдет на фронт и скоро там погибнет. Волжскую поэму солдата Великой Отечественной с большим вдохновением прочтет Алексей Киреев. А дочь Чечневой художница Лада Валькова (вместе с фольклорным ансамблем) украсит вечер исполнением русских народных песен.

В клубе ОДРИ «В мастерской художника» состоялся и творческий вечер молодой художницы Елены Слыщенко. Большинство ее работ – старинные дома, улочки и дворики центра города, его уходящая натура. Даже тема ее дипломной в СХУ связана с городским пейзажем «По улице слона водили» – шествие цирка на проспекте (оценена на отлично). Елена – участница «Хвалынских пленэров», областных региональных, российских и персональных выставок. На встрече она немного приоткрыла «кухню» художника, рассказав, как кропотливо работает, копируя старых мастеров, чтобы «набить руку». И даже показала эти отличные копии. В живописных работах Слыщенко пробует себя в разных стилях. Но ближе ей все тот же «саратовский импрессионизм».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №18 (418)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: