Запрет на полеты?
Трагедия, произошедшая в минувшую среду под Ярославлем, получила широкий общественный резонанс. И не только из-за того (хотя, без сомнения, и это внесло свой вклад в общее настроение россиян), что в авиакатастрофе почти в полном составе погибла хоккейная команда «Локомотив – Ярославль». Стало ясно, что с изношенным авиапарком, как до этого с речным транспортом, массовые ревизии которого начались после гибели теплохода «Булгария», надо что-то делать. Стоит добавить, что злополучный ЯК-42 был саратовской сборки.
Естественно, после падения самолета начала работу специальная правительственная комиссия, основной задачей которой стало расследование причин трагедии. Почти сразу она отмела версию о теракте. В минувший четверг стало известно, что замминистра транспорта РФ Валерий Окулов рассматривает две основные версии авиакатастрофы: техническая неисправность и ошибка пилотов. Естественно, помня о запрете на эксплуатацию судов, аналогичных «Булгарии», сразу же после катастрофы многие заговорили о возможном временном запрете на полеты ЯК-42 до завершения расследования. «До окончания расследования и получения официального заключения запрет на полеты в любом случае невозможен», – уверен генеральный директор ООО «Саравиа» Александр Боков.
Однако «горячие головы» продолжают утверждать, что это вполне вероятно и что для таких городов, как Саратов, это могло бы привести к настоящему авиационному коллапсу, поскольку местные взлетные полосы приспособлены лишь для приема нескольких моделей самолетов. В частности, в паспорте допуска Саратовского аэропорта значится, что он может принимать воздушные суда III и IV класса, то есть все типы вертолетов, самолеты АН-24, ЯК-40 и другие, а также суда II класса – ЯК-42 и АН-12. А основной авиапарк в провинциальных аэропортах – это именно ЯК-42. Однако генеральный директор ООО «Саравиа» Александр Боков считает подобные выводы преждевременными и старается остудить «горячие головы», уверяя, что система контроля над воздушными судами намного жестче, чем над речными, поэтому вряд ли глобальный запрет будет возможен.
«У нас совершенно другая система контроля, эксплуатации и содержания. Ни одно воздушное судно не взлетит, не пройдя предварительные процедуры и не имея документов, подтверждающих, что оно совершенно безопасно и готово к полетам. Более жесткий контроль и по каждому самолету отдельно, и в целом по всем воздушным судам. Поэтому я считаю, что разговоры о запрете полетов – это вымысел. Я уверен, что аэропорт будет работать в штатном режиме, несмотря на катастрофу», – считает Боков.
Несколько более осторожен в своих оценках министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Иван Панков. Он подтверждает, что слухи о запрете ходят, однако считает их сильно преувеличенными.
«Многие самолеты только недавно были аккредитованы, поэтому я не думаю, что такое может произойти. У некоторых подходит срок аккредитации, и вполне возможно, что им могут временно запретить полеты. Но для недавно аккредитованных, я полагаю, такие меры применятся не будут», – уверен министр. При этом он пояснил, что в Саратове несколько самолетов только недавно прошли все необходимые испытания, и поэтому авиационный коллапс нашему городу не грозит.
Тем не менее в Саратовском аэропорту продолжают готовиться к возможной ревизии из федерального центра, которая вероятнее всего последует в ближайшие дни, когда правительственная комиссия сделает официальные выводы о причинах падения ЯК-42 в Ярославле.
Справка «НВ»
Первый самолет Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980. Катастрофа самолета Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982-го по 1984-й). В 1988-м начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлетным весом — Як-42Д. Самолет экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году, но в цехах завода оставался еще один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолетов Як-42Д практически остановлено в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод». С 1980 года было выпущено 183 самолета (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском. На сегодня износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР. рк компании «Саравиа» на сегодняшний день составляет 10 самолетов ЯК-42. Всего же в России в эксплуатации находятся 57 воздушных судов этого типа.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №33 (433)
Автор статьи: Сергей Смолин
Рубрика: Правопорядок