Яндекс.Метрика

Саратовский Гуггенхайм, где вы?

Саратовский Гуггенхайм, где вы?

На Большой Горной разбирают трамвайные рельсы: 12-й трамвайный маршрут уже стал историей. Историей расцвета оборонно-промышленного комплекса Саратова. Потому что 12-й маршрут привозил рабочих завода «Корпус» к воротам проходной. Время берет свое в рамках Генерального плана развития города.

Улицы Большая Горная и Соколовая – будущие скоростные автомагистрали. Это, во всяком случае, предполагает генплан. И та и другая улицы будут с односторонним движением. Только если по ул. Соколовой транспорт (в том числе пассажирский большой вместимости) будет двигаться от моста Саратов – Энгельс в сторону центра, то по Большой Горной – наоборот. Это, полагает главный архитектор Саратова Александр Кискин, так же как и его предшественники, позволит вывести тяжелые машины и транзитные (из района в район) пассажирские маршруты за пределы исторического центра города.

Правда, для того чтобы будущее настало, необходимо «пробить» участок трассы по ул. Соколовой от ул. Вознесенской до ул. Веселой и создать новую проезжую часть на четыре полосы на всем протяжении улицы. Только потом можно будет думать о том, чтобы тяжелые автобусы, в том числе и из Энгельса, покинули ул. Московскую и перестали нещадно трясти и разрушать оставшуюся ветхую историческую застройку.

К слову об историческом центре. Большинство саратовцев полагает, что его срочно надо спасать. От неумелой и неуемной точечной застройки, которая коверкает панораму, от разрушителей интересных архитектурных объектов, от вредного воздействия подземных вод, которые подтопляют подвалы домов даже в самой высокой точке застройки исторической части города – на проспекте Кирова.

За последние несколько лет главных архитекторов в Саратове сменилось несколько.

Но, видимо, никто из них не хотел спасть город, поэтому наш городской тандем придумал поручить поиски архитектурной общественности. И она таки справилась с задачей. Три месяца назад исполняющим обязанности главы комитета и градостроительства стал Александр Кискин. В прошлом он трудился на схожей должности в Энгельсе, что должно вызывать у саратовцев уважение – как-то так повелось, что в плане благоустройства соседи с левого берега на шаг впереди.

– Сейчас все говорят об инвестиционной привлекательности, – поясняет Кискин. – Из чего этот потенциал складывается? Не последнюю роль тут играет своеобразие города, его историческое лицо. Потеряв свое­образие, историческое наследие, утратив свой неповторимый городской ландшафт в виде силуэтов, обзорных панорам и так далее, Саратов станет неинтересен никому. Сюда не только не придет инвестор, отсюда продолжат уезжать жители. По­этому у нас один путь сохранить город – сохранить его историческое лицо. Да, нужна концепция, нужен бренд города. Ученые-архитекторы, студенты технического университета, общественные деятели по моей просьбе занимаются поиском городских мифов и легенд, идей, вокруг которых можно выстраивать интересную туристам (а турист – это тоже инвестор) инфраструктуру. Мы обсуждаем все подобные предложения. Сейчас мы хотим набрать критическую массу этих идей, из которых вылепится облик города. Я не вижу большой сложности переосмыслить мифы и легенды, структурировать их. Ведь все эти пешеходные маршруты по интересным местам должны быть связаны с объектами малого бизнеса – тавернами, тематическими кафешками, выставочными галереями. В моей голове есть четкая схема всего этого. Осталось положить это на карту города.

Сейчас трудно сказать, что будет дальше. Кризис сильно повлиял на исполнение многих решений. Ясно одно: необходимо создавать планировочную документацию, которая покажет все строительные объекты – транспортные развязки, торговые, гостиничные комплексы, многоярусные парковки, высотность зданий и т. п. Создание такой документации дело затратное – порядка 1-2 млн рублей за средний планировочный элемент (один-два квартала). По окончании подготовки документов необходимо будет провести общественные слушания, определить красные линии, утвердить их и работать в соответствии с ними. Ждать, когда появятся деньги, Александр Кискин не намерен. Какую-то разработку он планирует вести силами своего комитета. В недрах комитета разработаны градостроительные регламенты, которые сейчас проходят юридическую проверку. Главный архитектор города надеется, что они помогут спасти центральный район от бездумной застройки.

Под конец нашей встречи Александр Кискин рассказал историю испанского городка Бильбао, в котором было настолько катастрофическое положение, что едва находились деньги на зарплату. Колоссальная идея построить невероятный архитектурный шедевр – музей Гуггенхайма была реализована, и в город потекли не только туристы, но и другие инвестиционные потоки.

– Идея может изменить все, – резюмирует Кискин.

Пока будущее наступает, остаются два небольших, но очень серьезных вопроса: найдется ли та идея, которая сделает Саратов по-настоящему интересным, и не помешает ли ее воплощению лобби местных застройщиков, которые работают исключительно ради своих интересов?


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №36 (436)
Автор статьи:  Полина ПШЕНИЧНАЯ
Рубрика:  Стройка/Недвижимость

Возврат к списку


Материалы по теме: