Яндекс.Метрика

Моя знакомая крыса

Моя знакомая крыса

Фотография мусорки на фоне городских строений, которая иллюстрировала очень сложный доклад председателя правления Центра современного искусства М’АРС Константина Худякова, вызывала у всех присутствующих абсолютную ассоциацию с Саратовом. Видимо, этот образ в саратовцах не задушишь, не убьешь. Чтобы попытаться что-то изменить в восприятии и внешнем виде своего (да и не только) города, художники и представители власти собрались на конференцию «Искусство и власть в пространстве города».

Подобная конференция с участием правительства Саратовской области, Поволжского отделения Российской Академии художеств, при поддержке трех вузов – СГУ, Поволжского института им. П. Столыпина РАНХиГС (ПАГС) и СГТУ – проходит в Саратове второй год подряд. Она призвана, цитируем релиз, «определить актуальные направления теоретического осмысления социальных и эстетических проблем постиндустриального города и выявить потенциальные возможности продуктивного взаимодействия власти и искусства в деле эстетического преобразования урбанистического ландшафта».

Если переводить с высоконаучного на русский, то цель мероприятия – собрать на одной площадке художников в широком смысле этого слова – архитекторов, дизайнеров, ландшафтных дизайнеров, а также и представителей власти, чтобы обсудить то, что наболело. В прошлом году диалог получился продуктивный – по итогам был выпущен сборник докладов.

По словам министра культуры Саратовской области Владимира Синюкова, конференция не столько событие, сколько процесс осмысления и решения проблем таким вот кругом. И первые изменения, которые должны последовать, – это изменения в сознании чиновника. Власть должна услышать общество.

– Я не думал, что решусь на это, но все-таки решусь, – произнес министр, открывая пленарное заседание. – Как-то еду по Радищева и вижу, как вынимают плитку на площади Столыпина. Никогда не думал, что цветами можно что-то испортить. Оказалось – вполне. Эта клумба – минус не только художественному смыслу, но выхолащивание социального смысла этого места.

Надо отметить, что художники изящно сочетали сложнейшие доклады с шутливыми зарисовками. После рассуждений на тему базиса и надстройки, размышлений о возможности использования партийных порывов на благо искусства и культуры Константин Худяков заметил, что фото мусорки, которое сопровождало его доклад, – наглядный пример взаимодействия власти и искусства.

– Эта помойка находится в подмосковном городке Борске, – начал объяснять Худяков. – Я ее снимал в течение месяца, с апреля по 9 мая 2005 года. Потом снимки выложил в интернет. А это место, прошу заметить, – центр города, рядом с Вечным огнем. Через некоторое время мне звонит глава администрации этого города и говорит, что нехорошо получилось, что я город опозорил, что они туда бульдозер пригнали и теперь помойку засыпают. Я туда потом приехал – стоит трехметровый забор, покрашенный суриком. Я за него залез – помойка как была, так и осталась. Вот вам и пример взаимодействия.

Но все же подумали, что это Саратов.

– Знаете, я живу на улице Белоглинской, – продолжила тему кандидат философских наук, профессор кафедры социальных коммуникаций ПИ РАНХиГС Тамара Фокина. – У улицы непростое название, там речка Белоглинка текла. И рядом с моим домом стоит некое сооружение, с помощью которого пытались, видимо, завести эту речку в трубу. Его то подновляют, то оно снова ветшает. Не так давно сооружение снова пришло в упадок, и мне стало интересно – как с ним поступят на этот раз? Поступили, как с цветочным ларьком! Заставили каменными вазами, навешали на них плакатов. Я смотрю и радуюсь. Знаете почему? У меня там живет знакомая крыса, она точно все это дело съест.

Конечно, история была рассказана ради смеха, для разрядки после многомудрых докладов. Но она легла в струю. Ведь в каждой шутке есть не только доля шутки.

Выступавший на пленарном заседании председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации Саратова Александр Кискин заверил, что сейчас целью его ведомства является прекращение застройки исторической части города. Он в который раз поблагодарил своих коллег из технического университета за разработку регламентов по строительству. Их должны утвердить после общественных слушаний, в начале следующего года. И это отличная мысль: хоть как-то начать контролировать тот хаос, который происходит в историческом центре Саратова. Оказывается, взаимодействие власти с городом имеет и другие последствия, не только бесконтрольную точечную застройку.

Как быть с мелкими локальными проявлениями этого взаимодействия? Надо, чтобы облик родного города радовал не только знакомую крысу.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №40 (440)
Автор статьи:  Алена ШИПИЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: