Яндекс.Метрика

Душа и город

В Радищевском музее открылись одна за одной три выставки саратовских живописцев. О первых двух уже шла речь. А 27 октября состоялся вернисаж выставки Виктора Николаевича Ситникова. Его художественная карьера отличается определенным своеобразием.

Он окончил декоративно-монументальное отделение Саратовского художественного училища. Его наставниками там были разные педагоги, но определяющее значение имели занятия у подлинного энтузиаста обучения дизайнерским навыкам и приемам Романа Михайловича Симонова.

Завершив в 1966 году обучение, молодой дизайнер работал несколько лет в родном Волгограде: сначала художником-конструктором на заводе «Баррикады», а затем в проектно-архитектурной мастерской. Вернувшись в 1969 году в Саратов, долгое время работал художником по интерьерам, занимаясь дизайном жилых и служебных помещений. Живописные произведения создавал в эти годы от случая к случаю. Но ближе к концу 1980-х целиком отдался творческой работе.

Архитектурный дизайн, которому Ситников отдал четверть века, бесспорно, сказался и в его станковой живописи: и в выборе излюбленных мотивов: как правило, городских, и в характере построения картины. В ранних полотнах художника пластика явно преобладала над цветом, конструкция над эмоцией. Красочная гамма была достаточно однообразной и в значительной мере монохромной. Таковы в основном его городские пейзажи рубежа 1980-1990-х, дотошно и несколько суховато воссоздающие ландшафтные особенности избранного мотива («Забытые места»).

Таков его панорамный пейзаж «Крыши», увиденный с высокой точки и фиксирующий оголенные деревья, кубы домов и заснеженные крыши, а также написанные несколько позднее «Старый двор» и композиция «Прошлое-настоящее», уже в чем-то предвещающая переход художника к иной поэтике. Но вскоре на выставках стали появляться его полотна, в которых ассоциативное восприятие мотива гораздо богаче буквального его «прочтения». («Незнакомка на Бродвее», «Крещение», «Пробуждение», «Старые ворота», «Замерзшее окно», «Сиреневый туман»).

Стало очевидным наличие в холстах Виктора Ситникова определенной философии жизни, которую он желал как бы непроизвольно внушить зрителю. За истекшие десятилетия эта черта ситниковского образного мышления проявилась полнее и гораздо отчетливее. Его всегда интересовало, как окружающая городская среда исподволь воздействует на душевное состояние человека, как очень незаметно, но неотвратимо формирует она особенности каждой личности. Художник упорно разрабатывал и продолжает разрабатывать различные аспекты этой темы.

География его саратовских мотивов легко узнаваема: это самый центр сегодняшнего города, его знаковые здания, улицы и площади, увиденные в разную пору года, в различное время суток на зыбкой грани реальности и полупризрачной грезы. Это пространство объективно-субъективное: реально существующее и легко опознаваемое и вместе с тем с тем преломленное сквозь призму фантазийного видения живописца. Такое сопряжение вполне достоверного и вместе с тем виртуального – фундамент ситниковской персональной поэтики, предопределившей своеобразие образного языка его основных произведений с некоторой «обесплоченностью» в них самой живописной ткани, дематериализующей предметный мир, словно полурастворенный вибрацией светоносного цвета. Все это вместе и создает немного призрачную и таинственную ауру подобных картин.

Уже говорилось о методе слегка отстраненного и как бы «расфокусированного» показа, заряжающего некоей своего рода мистериальностью абсолютно реальные и вполне конкретные городские пейзажи. Нечто вроде «наплывов», часто используемых в кино. Влияние образности этого вида искусства в живописи Виктора Ситникова достаточно ощутимо. Иногда его полотна кажутся откровенно фантазийными: «Память», «Прогулка архитектора В.А. Люкшина» «Бабье лето во сне и наяву», «Памяти отца».

Выработанная этим мастером в зрелые годы особенная живописно-пластическая система позволяет ему произвольно трансформировать всю окружающую среду, как бы изымая ее из будничного потока повседневности, метафоризировать ее в духе своих интуитивных чувствований, создавая своего рода мифологию городского пространства и протекающей в нем жизни его обитателей.

В последние годы он порой уходит от расфокусированной трактовки, как бы возвращаясь к осязаемости полотен ранней поры, но с акцентированным полнозвучием цвета («Весна-красна», «Поездка за город», «Осень в городском парке», «Дождливый вечер»). Иные из них написаны широко, с отчетливо выраженной живописной фактурой («Утро»). Сам Ситников ощущает себя вполне традиционным живописцем. Неслучайно свой автопортрет он назвал «Традиционный взгляд», а одно из произведений текущего года именуется «Реквием уходящему времени». Но он всегда открыт и всему новому, готов принять любые формальные искания, если они оправданы художественной задачей и искренни.

«За время жизни и творчества меняются мои ощущения и пристрастия, трактовка: то цвет был составной частью композиции, а то становится выпирающей субстанцией, требующей особого восприятия», – утверждает он. С философской невозмутимостью отнесся он и к размещению выставки на простенках вдоль маршей лестничной клетки, увидев в том символ непрестанного творческого восхождения. Этот зрелый и активно работающий мастер, оставаясь в своем творчестве еще достаточно молодым, постепенно переходит в разряд патриархов местного изобразительного искусства.

Виктор Ситников принадлежит к числу художников, обратившихся непосредственно к живописи достаточно поздно, но неожиданно совершивших стремительный рывок уже в 1990-е годы. Его искусство требует сосредоточенного внимания и известной смелости зрительского восприятия для понимания того, что сказано живописцем

Он член Союза художников России, активный участник групповых, областных, региональных, республиканских и зарубежных выставок. Художник провел ряд персональных выставок в музеях Саратова, галерее «Эстетика». Ситников был номинантом и дипломантом творческого конкурса на приз «Золотая палитра» (2000). Его произведения хранятся в Радищевском музее, других музеях Саратова, а также музеях городов Энгельса, Вольска, частных собраниях и галереях России и ряда зарубежных стран.

У Ситникова сложные отношения не только с пространством, но и со временем: «Пожалуй, я не стал бы клеймить то или иное время, в том числе и уходящее. Каждое имеет свои издержки, и не всякий художник готов к испытанию Временем». Хочется верить, что и новые испытания окажутся ему по плечу. Нынешнюю выставку мастер воспринимает вовсе не как итог, а только как промежуточный этап своей творческой деятельности, результаты которой остаются непредсказуемыми и для него самого. Пожелаем же ему новых удач и свершений на этом нелегком пути.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №41 (441)
Автор статьи:  Ефим ВОДОНОС, фото предоставлены Саратовским государственным художественным музеем им. А.Н. Радищева (www.radmuseumart.ru)
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: