Юрий Пашкин – художник, способный удивлять
26 октября в залах краеведческого музея города Энгельса при стечении большого числа зрителей торжественно открылась персональная выставка талантливого саратовского живописца Юрия Петровича Пашкина. Полотна, представленные на ней, принадлежат самому автору и двум коллекционерам: И.В. Аскасеву и А.И. Давиденко. Эта экспозиция представляет, по сути, только самый последний этап его искусства – полотна от 2000-го до текущего года. Подавляющее большинство из них, если не все, экспонируются впервые. Единственная картина раннего периода, стоящая на мольберте, «Невесты войны» (1975) из собрания этого музея.
Выпускник Саратовского художественного училища 1967 года Юрий Пашкин прошел достаточно непростой путь в искусстве. Его стилистическая эволюция была долгой. Это художник, склонный к постоянному обновлению своей манеры, способный удивлять непредсказуемостью стилистических поворотов. Амплитуда творческих поисков оказалась необычайно широкой: отрешенно-созерцательное начало ранних картин, тяга к туманной метафоричности больших «сочиненных» композиций, необузданная живописность и энергия импульсивного самораскрытия в более поздних его пейзажах, натюрмортах, экспрессивная символика картин последнего периода.
Особенности его творческой психологии во всегдашней на протяжении многих лет художнической безоглядности – не только в смысле оглядки на признанные авторитеты, но и на вчерашние собственные свои достижения и промахи. Упорно возвращаясь на, казалось бы, заказанные ему пути, он словно считает прежние свои неудачи проверкой творческой стойкости. В годы застоя иные его тематические полотна убирали из экспозиций выставок, делая Пашкина диссидентом поневоле. Абсолютная искренность его искусства нестандартностью своего образного решения не вполне соответствовала выработанным изобразительным канонам. Его понимание идейных поворотов во вполне, казалось бы, «проходимых» сюжетных мотивах не укладывалось в рамки навязываемых и в значительной мере программируемых решений.
Эпоха деидеологизации культуры раскрыла в Пашкине смелого живописца, отличающегося повышенной выразительностью пластики и цвета. Чувственный импульс вытеснял прежнюю умозрительность, доверие к собственной интуиции проявилось в безудержной «скорописи» его полотен. Он вовсе не похож на умствующего изобретателя новой формы, он не экспериментирует сознательно, а ищет ощупью собственный живописно-пластический язык, отвечающий образной задаче. Разгадка особой притягательности его искусства в этой импульсивности и абсолютной искренности мастера.
Пашкин сильнее в цвете, чем в композиции и рисунке. Но экспансивность его живописи предопределяет даже не столько активность цвета, сколько размашистость письма, повышенная активность фактуры, играющей в его стилистике важнейшую роль. Краски ложатся на холст тяжелыми густыми мазками, создавая эмоциональное напряжение, идущее от всей вибрирующей цветофактурной поверхности пашкинских холстов. Это как бы своеобразный «отпечаток» его переживаний на живописной поверхности. А стремительность письма – спонтанное выражение сильного темперамента мастера.
Последнее десятилетие оказалось для Юрия Пашкина временем полнейшей творческой раскрепощенности и высокого взлета его искусства, проникнутого глубокими душевными переживаниями и тревожными раздумьями. В предшествующие годы он окончательно выработал свой пластический язык, оставаясь верным образной поэтике всех этапов собственного творчества, в различных жанрах всегда обращенного к душевным переживаниям людей, к духовным их запросам.
Это ощутимо и в его натюрмортах – от «Цветов на балконе» (2000), где активно работает фактура просвечивающего холста, до пастозных «Цветов» (2011), – и в многочисленных пейзажах, то просветленно-лирических – «Сельское утро» (2005), «Утренние тени» (2011), то напряженно-драматических – мощном «Тревожном пейзаже» (2007), щемящем мотиве с одиноким деревом «Красные крыши» (2001), беспредметной композиции с мерцающими цветовыми сполохами – триптихе «Сакральное» (2011). В еще большей мере эта открытая обращенность к потенциальному зрителю в различных пашкинских пейзажно-жанровых композициях: «Волгарь» и «Рыбак» (обе 2006), «Бегство в Египет» (2007), «Маэстро» (2007), «Вечерняя молитва» (2007), «Вся жизнь – преодоление» (2008), «Художник и муза» (2010), «Помни» 2010), «Восточный мотив» (2011), «Паломники» (2011).
Спонтанность его работы, рождаемая порывами вдохновения, некоторая редуцированная изобразительность предметных форм, как бы тонущих в пастозном месиве красочного слоя, создает ощущение нарочитой сюжетной недосказанности, требующей от зрителя напряженного соучастия, активного сотворчества, без которого едва ли возможно постижение глубокого философски-поэтического содержания этих полотен. Оно лишено какой бы то ни было умозрительности. Это бурный выплеск сконденсированных эмоций, усиленный напористой энергией мазка, тревожным звучанием цвета, напряженной экспрессией всей живописной поверхности.
Так уж случилось, что творчество этого саратовского живописца гораздо богаче представлено не в Радищевском музее, а в энгельсском краеведческом. Но авторы нынешней персональной выставки взяли лишь одну из его работ в качестве своеобразной заставки. Это не случайно: наиболее значительные полотна этого мастера сосредотачиваются в руках куда более «мобильных» частных коллекционеров. И так обстоит дело и с рядом других художников. Быть может, поэтому и возникают в различных местах музеи современного отечественного искусства на основе личных собраний.
Выставка названа автором «Преодоление». Достойной человеческая жизнь становится тогда, когда вся она – преодоление удела, выпавшего на долю каждого. Преодоление внешних обстоятельств и собственных слабостей, преодоление творческой немощи и сопротивления среды, преодоление приманчивых искушений, удаляющих от намеченной цели, и всего того, что мешает талантливой личности обратить свою биографию в Судьбу. Думается, что Юрий Пашкин уверенно справился с подобной задачей.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №42 (442)
Автор статьи: Ефим ВОДОНОС
Рубрика: Культура