Яндекс.Метрика

Метафизика места

Метафизика места

Это история о том, как всего один случайно обнаруженный документ может сделать заветную мечту близкой к осуществлению. И о том, сколько нерешенных вопросов, а также прекрасных светлых идей он может за собой потянуть. Дом-музей Павла Кузнецова наконец получил доказательства того, что притязания музейщиков на стоящий рядом с комплексом двухэтажный дом, в котором кузнецовцы хотят устроить галерею и экспонировать работы нашего гениального земляка, вполне себе обоснованы. Дом этот, по адресу: Валовая, 94, когда-то принадлежал Варфоломею Кузнецову, отцу художника.

Вместо предисловия

На прошлой неделе в наш город «на огонек» заглянул избранный президент России Владимир Путин. В музее им. Радищева, чьим филиалом как раз является Дом Павла Кузнецова, собрались директора крупнейших российских музеев. Они обсуждали стратегию развития музейного дела и все те проблемы, которые этому делу мешают развиваться. Они говорили о вопросах общих для всех, предлагали пути их решения, а избранный президент внимательно слушал, дискутировал, давал поручения. Место для встречи с музейщиками глава правительства РФ выбрал, кстати, сам, что на встрече музейщиков с журналистами подтвердил и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, подчеркнув, что сам он был очень рад именно этому выбору. Это значит, что на федеральном уровне понимают, насколько интересен Саратов с точки зрения музейного дела. А между тем в Саратове перед музеями стоят не только общероссийские проблемы, но и свои частные, которые также требуют решения. И это решение тянет за собой интереснейшие идеи по организации городского пространства, о котором у нас так мечтают и столько говорят.

Случайная находка

Мечта сделать картинную галерею в соседнем с музеем двух­этажном доме среди кузнецовцев живет давно. Еще в конце 80-х, когда проект реставрации дома-музея только готовился, эта идея уже была озвучена. Но до конца прошлого года у музейщиков не было никаких прямых доказательств того, что они имеют какое-то моральное право претендовать на это строение. А в декабре саратовский краевед Вячеслав Давыдов случайно обнаружил документ, это право подтверждающий.

На заседании круглого стола «Метафизика места. Дом Павла Кузнецова» Вячеслав Иванович рассказал, как обнаружил опись и оценку имущества саратовского мещанина Варфоломея Кузнецова.

В правление городского общественного банка обратился саратовец с просьбой выдать ему ссуду. Банк, поскольку был городской структурой, подведомственной городской думе, обратился в саратовскую управу с письмом: «Вследствие прошения саратовского мещанина Варфоломея Федоровича Кузнецова, поданного в банк 10 июня 1893 года о выдаче ему ссуды на три года под залог принадлежащего ему дома с дворовым местом и разным надворным строением, состоящим в третьей города Саратова части, 368-м плановом квартале на углу Полицейской и Казанской улиц, правление банка покорнейше просит городскую управу сделать распоряжение об описи и оценке имения господина Кузнецова, присовокупляя, что при этом поручено быть со стороны банка товарищу директору Новикову».

Члены управы отписали резолюцию тогдашнему городскому архитектору Алексею Салько – составить чертеж участка с указанием построек и соседних владений. Следующий обнаруженный документ гласил, что он составил чертеж. Появилась надежда, что, может быть, где-то сохранился и сам чертеж.

– Дальше подошла очередь для изучения фонда саратовского городского общественного банка, – рассказал Давыдов. – И обнаружилось, что среди фонда есть порядка двухсот залоговых дел, расположенных в алфавитном порядке по фамилии домовладельца. По состоянию на 26 июня 1893 года, и на то приложена опись, что на углу Полицейской и Валовой расположено домовладение саратовского мещанина Варфоломея Кузнецова.

Читаем: «Дворовое место, на котором существуют нижепоименованные строения, имеет в натуре меру по ул. Валовой 18 сажень, в задах 13 сажень, во двор правая сторона 23 и одна треть сажени, левая по Полицейской улице из трех линий: первая – семь сажень, вторая – три и одна треть сажени, и третья – 17 и две трети сажени. А всего квадратных 408 саженей». На этом участке, согласно описи, располагаются «дом каменный в один этаж, пристроена прачечная, флигель деревянный, дровяник, погребица деревянная и – самое главное – дом деревянный в два этажа с мезонином, с таковою же при втором этаже скобою. Крыт железом. В нижнем этаже четыре комнаты. Лицевая стена нижнего этажа каменная». Это тот самый дом, в котором музейщики уже больше 20 лет мечтают сделать галерею, и в котором до сих пор живут люди, несмотря на то, что он рассыпается на глазах.

Не аварийный, но жить нельзя

Такой вердикт по дому № 94 по Валовой когда-то давно вынес глава Волжского района Андрей Халов. Дом аварийным не является, но для проживания не пригоден. Там до сих пор живут три семьи. Представители жильцов также принимали участие в заседании круглого стола и поделились своими впечатлениями от того, как жить в разрушающемся доме.

По свидетельству жильцов, рухнувшую в одном месте крышу отремонтировать невозможно, настолько там прогнившие балки – наступишь и провалишься до цокольного этажа. Посреди дома растет дерево. Но люди продолжают там жить. Поскольку идти некуда. А музей не может взять в свою собственность дом, в котором живут люди. А в программу по отселению жильцы никак пока попасть не могут.

С похожей проблемой, кстати, столкнулся и музей Борисова-Мусатова, который располагается на Вольской, 33. Об этом рассказала директор музея-усадьбы Элеонора Белонович. Сам музей работает во флигеле, а дом, в котором жил Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, также заселен. И он тоже находится в аварийном состоянии. И даже если его расселят, но не станут сразу реставрировать, то это создаст прямую угрозу музейным экспонатам, среди которых, между прочим, мусатовские подлинники.

Опыт Кизнера и Глока

При этом за опытом реконструкции памятников архитектуры у нас далеко ходить не надо. Генеральный директор проекто-изыскательской строительной фирмы ООО «Ямал-LTD» Александр Олейников реконструировал здание бывшей колбасной фабрики «Товарищества братьев Кизнер и Глок», которое находится рядом с домом Павла Кузнецова – на пересечении улиц Октябрьской и Челюскинцев.

– Я пока не знаю, что там будет, поскольку реставрационные работы еще продолжаются, – говорит Олейников. – Реконструкция – процесс долгий, но было бы желание.

По словам Александра Васильевича, когда он выкупил это здание, оно находилось в ужасном состоянии: стоки из забитой канализации соседнего дома стекали в подвал, через подвал памятника архитектуры проложена теплотрасса.

– Мы три месяца откачивали воду из подвала, – рассказывает Олейников. – Потом за свой счет восстановили канализацию, переложили наново теплотрассу, полностью закрепили фундамент и стали восстанавливать стены.

Примечательно, но бизнесмен с трепетом отнесся к восстановлению колбасной фабрики Кизнера и Глока: при реставрации современный кирпич не использовался вообще. Каждый кирпичик вытачивался и подгонялся вручную. А когда «родного» кирпича стало не хватать, реставраторы нашли в Саратове здание такого же типа и того же возраста, откуда можно было взять этот кирпич.

То есть, если задаться целью, то процесс восстановления двухэтажного дома на Валовой можно запустить в ближайшем будущем. Для этого надо, чтобы интересы музея, жителей дома, муниципальной власти сошлись в одной точке. И мечта музейщиков наконец исполнится. Тем более что для ее исполнения есть все основания.

Вместо послесловия

В Доме Павла Кузнецова любят «шаманить». В свое время спасителем дома стал сад. И выставки на заборе. Эта акция привлекла к себе внимание власть имущих, и восстановление дома, в котором жил и работал Павел Кузнецов, стало возможным. Сейчас дело за галереей. Вокруг нее уже выстраиваются проекты, образующие городское пространство. Сила мысли порождает действие. Думается, что и в этот раз у музейщиков должно получиться. А мы со своей стороны обещаем следить за ситуацией с отселением жителей из аварийных домов, расположенных рядом с музеями, и рассказывать об интересных архитектурных решениях, которые помогут городу обрести свой неповторимый облик.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №12 (459)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: