Динозавры техноэры
Объяснить нашу неистребимую любовь к кровожадным монстрам мезозойской эры невозможно. Как всякое искреннее и глубокое чувство, эта страсть не поддается анализу. Вот и в небольшом садике рядом с корпусом института социального и производственного менеджмента СГТУ они появились не случайно. Впрочем, как и роботы, аисты с цаплями, Железный Дровосек или же сова на сплит-системе…
Все началось с простого, неприхотливого желания как-то благоустроить прилегающую к корпусу территорию. Со стороны двора отгородили длинный участок, посадили деревья, кустарники, вырыли мини-пруд. Небольшой естественный перепад ландшафта подсказал, что ниже можно вырыть второй, тогда из первого туда естественным образом побежит вода. Ну, а раз есть ручей, то через него следует проложить мостик…
Так шаг за шагом институтский дворик стал не просто преображаться, но и наполняться концептуальным содержанием. Идейный вдохновитель и организатор этой неформальной садово-парковой деятельности, директор института, доктор философских наук и заведующий кафедрой «Философия» Александр Борщов убедил коллег в том, что дальнейшее развитие этого необычного палисадника должно отражать техническую направленность университетской деятельности. Так появился на свет первый «робот», сваренный из того, что принято называть металлоломом. Его более поздние собратья уселись в самом корпусе, на лавочке, напротив вахтера.
После этого остановить фантазию было уже невозможно. В прудах появились не только серебристые металлические лебеди, но и самые настоящие живые карасики, они заложили основу местного биоценоза и уже вполне успешно пережили несколько зим. В беседке под флюгером-петушком обосновались забавные карикатуры на самих «глотателей наук». В небо над лужайкой взлетел сокол с ажурными крыльями, на воздухозаборниках сплит-ситем уселись павлины, а прямо на стене корпуса растянул свое вязание паук (во время ремонта его пришлось снять, но скоро он вернется на обжитое место).
На определенном этапе к работам подключился геолог-палеонтолог, декан факультета экологии и сервиса профессор Алексей Иванов (на фото) со своими коллегами и студентами. Из экспедиций и с практических занятий они привезли образцы древних пород, в окружении которых просто не могли не появиться динозавры. Монстрам отвели площадку за углом корпуса. Там тоже появился прудик, который обсадили почти мезозойским папоротником. Теперь все вместе это отражает собой определенный этап эволюционного развития: по одну сторону «акватории» живой ящер (даже с крылышками) в окружении реликтовых камней мелового периода, по другую – сверкающие металлическими ребрами «останки» погибшего животного. Рядом – настоящее окаменевшее корневище дерева, которое примерно 30-40 миллионов лет назад плескалось в прибрежной пене палеоценового моря. Как утверждает наука, динозавры вымерли примерно 65 миллионов лет назад, как раз на рубеже мела и палеоцена.
– Не бог весть какая философская концепция, – задумчиво разъясняет нам профессор Иванов, – но в целом содержание кризисного периода отражает.
Эта часть садика теперь стала местом профориентационного паломничества старшеклассников и первокурсников. Потрогаешь камни, улыбнешься динозаврам – и почти перенесешься на миллионы лет назад. В скором времени, по замыслу Иванова, в садике должен появиться настоящий бронтозавр. Для непосредственных технических исполнителей садово-парковых скульптур Михаила Мироненко и Николая Отдельнова это новая металлоломно-головоломная задача.
– Пробовали, прикидывали основу корпуса из старых железных бочек сделать – не убедительно получается, – рассказывает Михаил Алексеевич. – Будем думать еще…
Вообще оказалось, что качественный металлический лом (то есть тот, из которого можно сделать хоть что-то художественное) – целая проблема. Что-то интересное, конечно, можно обнаружить и в самом университете, но в основном приходится разыскивать на стороне. Даже друзья и родственники теперь свою помощь предлагают. Наиболее ценные отходы для дизайнеров по металлу предоставляют старые автомобили.
Сегодня ни студентов, ни сотрудников, ни посетителей с улицы нисколько не смущает отсутствие в садике регулярности и стилистического единообразия. Хотя, если вдуматься, эклектика – это тоже стиль. Не всем же подражать знаменитому саду камней Рёандзи в Киото. Да и не претендует этот вузовский палисадник на строчку в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Между тем, свои почитатели появились и у него. Одна фирма даже предложила за деньги возить сюда свадьбы, на фотосессию. Отказались. Все-таки образовательный процесс для вуза пока важнее демографического.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №16 (463)
Автор статьи: Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Культура