Яндекс.Метрика

Филармония и век

Филармония и век

21 ноября Саратовская областная филармония им. Альфреда Шнитке отметила свое 75-летие. И пусть этот возраст нельзя назвать веком, в истории ее жизни нашли отражение многие события прошедшего века и уже какие-то вехи века нынешнего. Симфонический оркестр и известный на всю страну театр эстрадных миниатюр «Микро», конферанс и детские ансамбли, «Трио Соната» и «Волга-Бэнд», лектории и театры – это саратовская филармония. Натан Факторович, Наталья Сац, Лев Горелик, Бари Алибасов – и это саратовская филармония. Идеологический надзор партии и способность делать хорошее шоу – это все тоже саратовская филармония. История века сквозь призму «комбината» эстрады и классической музыки.

На заметке у «органов»

– Программу «Дело не в шляпе» Льва Горелика (театр эстрадных миниатюр «Микро») принимали четыре раза! – вспоминает художественный руководитель филармонии Анатолий Катц. – Перед каждой премьерой к нам приходила специальная комиссия во главе с третьим секретарем обкома партии (это был секретарь по идеологии). Приходил представитель комитета госбезопасности. В общем, все те люди, которые заведовали искусством в различных инстанциях. И идеологически оценивали. Рекомендовали обычно добавить в программу патриотизма, а также «шестое чувство каждого советского человека» – чувство глубокого удовлетворения. А что-то приказывали убрать из программы навсегда.

Театр эстрадных миниатюр «Микро» под руководством артиста Льва Горелика (к сожалению, не так давно от нас ушедшего), – это была не просто гордость саратовской филармонии. Это была гордость всей Саратовской области. Горелика называли «саратовский Райкин». Выступления этого театра собирали аншлаги практически во всех городах России, в которые его направлял Росконцерт. Но об этом чуть позже.

Пока вернемся к комиссии по надзору за идеологией. Конечно, официально она звалась «художественный совет», но функции у нее были вполне себе идеологические. Так вот, у худсовета было право отменять даже гастрольные концерты московских артистов.

Однажды в Саратов приехала Елена Камбурова. У нее было запланировано здесь четыре концерта, но сыграть ей пришлось всего один.

– Тогда эзопов язык понимали все без исключения, а Елена Антоновна исполняла песню на стихи немецкого поэта, и там были такие слова: «Люди только мешают, путаются под ногами, вечно чего-то, чего-то, чего-то хотят. От них одни неприятности, ах, если б не было людей…» – вспоминает Катц. – Представляете, как это звучало в 60-е годы?

После концерта было очень жесткое обсуждение. Но больше всего Анатолию Иосифовичу запомнился вопрос, прозвучавший в адрес Камбуровой, которая исполняла романс на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий» – «Почему, Елена Антоновна, у вас парус такой одинокий»? После этого тогдашний ректор саратовской консерватории Лев Христиансен встал и, со словами «я больше в этом не участвую», вышел вон.

Надо сказать, что, судя по воспоминаниям, саратовский худсовет мог запретить даже те концертные программы, которые пропускали в Москве, Санкт-Петербурге и многих провинциальных городах России.

Как все начиналось

Впрочем, ценность филармонии вовсе не в том, что там появлялась крамола, которую пытались задушить партфункционеры КПСС по идеологии. В 60-70-е годы прошлого века от них доставалось всем учреждениям культуры. Филармония была неким комбинатом, который объединял в себе классические и эстрадные коллективы, а также занимался просветительской работой.

Первые филармонические общества стали возникать в городах Европы, Америки и России. А в 1883-м в Москве возникло Московское филармоническое общество, которое давало десять концертов в год. Тогда в основном велась пропаганда симфонической музыки. В 20-е годы в соцстранах филармонии стали государственными учреждениями. Первые филармонии появились в Петрограде (1921 год) и Москве (1922 год). В Саратове филармония появилась в 1937 году.

Музыкально-литературное просвещение было ее основной задачей. Под одной крышей здесь собрались симфонический оркестр (в Саратове он был создан в 1946 году Алексеем Школьниковым, первым дирижером стал Натан Факторович), ансамбли народных инструментов, эстрадные коллективы. Сотрудниками филармонии организовывались литературно-музыкальные лектории. Причем работали филармонические коллективы не только в Саратове. Они постоянно гастролировали по области, заезжая иной раз в самые ее отдаленные уголки.

Наши «звезды»

Недолгое время Саратовской филармонией руководила создательница Детского музыкального театра в Москве Наталья Сац. Она же поставила первую программу Льву Горелику и театру эстрадных миниатюр «Микро». Также тут работал эстрадный коллектив, руководимый Александром Волгиным и Галиной Зеленской – конферансная пара, вокруг которой постоянно собирались самые разные эстрадные артисты, работал вокально-инструментальный ансамбль «Шестеро молодых» (там в свое время начинали Николай Расторгуев и Александр Розенбаум, которому пришлось выступать под псевдонимом Аяров), ансамбль под руководством Жанны Рождественской (это она пела знаменитую «Позвони мне, позвони» в кинофильме «Карнавал»).

В Саратовской филармонии работал один из первых рок-коллективов Советского Союза «Интеграл» под руководством Бари Алибасова. Через «Интеграл» в Саратове прошли Юрий Лоза, Марина Хлебникова, Женя Белоусов. Тут же, в Саратовской филармонии начинали свою карьеру Алла Перфилова (она же Валерия), Алена Апина и группа «Комбинация».

А в 60-е при филармонии работал цыганский ансамбль, который был настолько любим слушателями, что какое-то время являлся основной статьей доходов организации.

Росконцерт и финансы

Филармония – учреждение бюджетное. А это значит, что на оплату услуг ЖКХ, аренду помещений и зарплату деньги выделяет государство. На все остальное учреждение зарабатывает самостоятельно. Так дело обстоит сейчас, так было и в советское время. И все же было одно весьма значительное отличие, которое определяло работу филармонии. Если сегодня руководство филармонии решает, приглашать или не приглашать артиста, основываясь на степени его интересности, окупаемости и на том, «потянет» или «не потянет» филармония гонорар, то в советские годы приходилось организовывать выступления тех артистов, которых присылал к нам Росконцерт.

Это была государственная организация, которая занималась организацией концертов всех артистов во всей стране. Причем, через Росконцерт шла организация как выступлений эстрадных коллективов, так и коллективов и солистов классических.

– Иногда Росконцерт срабатывал таким образом, что количество академических исполнителей вдвое превышало исполнителей эстрадных, – вспоминает Катц. – К нам в Саратов приезжали подряд с сольными концертами скрипачи, гобоисты, виолончелисты и т.д. И они не приносили нам никакого дохода.

А гонорары для гастролеров никто не отменял. Самая высокая разовая ставка составляла 22 руб. 50 коп. За концерт артисту из Москвы надо было заплатить три с четвертью ставки, то есть 70 рублей. Но билеты в то время стоили от 1 руб. 20 коп. до 1 руб. 80 коп. А концерт симфонического оркестра не окупается в принципе, если только с ним не солирует какая-нибудь знаменитость. Поэтому цыганский ансамбль очень филармонию в этом смысле выручал.

Развлекать или учить?

Литературно-музыкальные лектории всегда были одним из основных направлений работы филармонии. Однако сейчас, в силу разных причин, серьезные интересные лекции с обилием как музыки, так и литературы, глубокие и красивые истории не пользуются популярностью. Учителя просят артистов развлекать школяров, потому что учиться они и в школе устают. Падение интереса к такому просвещению можно объяснить переизбытком информации, которая ежедневно выливается не только на взрослых, но и на детей и в школе, и по телевизору, и из интернета. Поэтому появляются лекции, посвященные не Чайковскому, а Григорию Остеру или Юрию Энтину. И таких все больше. Следование за вкусами публики наблюдается у многих, особенно у популярных коллективов. Ансамбль духовых инструментов «Волга-Бэнд», гордость Саратова, все меньше исполняет классики, все больше в его репертуаре программ, составленных по эстраде 80-х и саундтрекам зарубежных и российских фильмов. Правда, такое положение дел не означает упадок. Поскольку филармония – это живой организм, и когда один коллектив «отдыхает», «зажигается» новый. Сейчас, например, в филармонии работает «Трио Соната», а из эстрадников – детский эстрадный коллектив «Апельсин», который Анатолий Катц любовно называет «цитрусовые». Представлены театры «Арт ревю» и «Куклы папы Карло».

Надежда не сгорает

Сгоревший зал стал и для филармонии, и для города огромной потерей. Город потерял концертную площадку, а филармония – дом. Теперь коллективы скитаются, дают концерты и в консерватории, и в актовом зале экономического университета, даже арендуют помещение в Школе искусств для одаренных детей, которая располагается в бывшем Доме приема официальных делегаций, что на Волжской. Каждое выступление – это оплата аренды, нагрузка на бюджет.

Однако в последнее время чиновники все чаще вспоминают про сгоревший зал филармонии, что оставляет надежду на его скорую реконструкцию. Анатолий Катц надеется, что это случится уже в 2014 году.

Восстановить зал очень важно. Да, несмотря на трудности, филармония живет и развивается. Но, согласитесь, что гораздо проще планировать свою жизнь, придумывать что-то новое, живя в собственном «доме», нежели скитаясь по «съемным квартирам».

В качестве послесловия

75 лет – это срок. И за это время в жизни Саратовской филармонии было всякое – взлеты и падения, всероссийская популярность ее коллективов и периоды «тишины», преобладание классики над эстрадой и наоборот. История циклична. И очередной виток обязательно принесет что-то новое и интересное.

Светлана КРАСНОЩЕКОВА, министр культуры Саратовской области:

– Саратовская филармония, без сомнения, стала для меня родным домом. Мне кажется, это была моя школа жизни. Там я многому научилась, и прежде всего научилась отношению к жизни, к культуре, отношению к делу. Я преклоняюсь перед артистами филармонии. Наверное, это самые отчаянные люди. Потому что они дают концерты в самых отдаленных уголках Саратовской области. Чтобы туда попасть, надо и в зной, и в холод проехать сотни километров по сельским дорогам. А потом вернуться и на следующий день дать концерт на большой эстраде.

А для Саратова, мне кажется, филармония – уникальное учреждение культуры. Потому что занимается и просветительской, и концертной деятельностью. Многих саратовцев филармония воспитала с нуля. Ее зрители, мне все время хочется сказать наши зрители, – это и малыши, и люди, которым уже далеко за 80, которые вместе с филармонией с ее первых дней. Такая у этого учреждения специфика. Она объединяет всех, кто любит, ценит и понимает искусство.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (481)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: