Яндекс.Метрика

Православная коллективизация

Православная коллективизация

Власть и церковь призывают народ быть послушным. Иначе, мол, что будет с государством? Новые пропагандисты договариваются до того, что наше гражданское общество состоит не из отдельных личностей, а представляет собой некую семью-общину, неписаные законы которой, более того – «понятия», выше Конституции. Удобная позиция. Не потому ли, что власть сама не выполняет многих статей Основного закона страны?

Не слишком заметно для общественности и прессы проходит очевидное сближение государства и церкви, которые официально продолжают быть отделенными друг от друга. Теперь высокопоставленные чиновники и депутаты не только по праздникам стоят в храмах со свечками в руках, но и устраивают совместные совещания, совершают торжественные «выходы» в народ, принимают совместные решения. Секретарь Совета по общественным отношениям при губернаторе области Борис Шинчук регулярно разъясняет через правительственную газету смысл православных праздников (будто нет других специалистов по этой части, кроме павлов из савлов), а временно управляющий саратовской епархией владыка Сергий устраивает пресс-конференцию, что вообще невиданно, во всяком случае для Саратова, где церковь всегда была максимально закрытой.

И если покойный архиепископ Саратовский и Вольский Александр, незадолго до кончины подружившийся с главой области, едва успел договориться с губернатором о восстановлении храма Александра Невского и финансовой поддержке семинарии, то его последователь, несмотря на временность статуса, пошел значительно дальше. Назвав Саратовскую область «в религиозном смысле невежественной и непросвященной», он призвал прессу быть активной сторонницей возрождения России исключительно на основе православного мировоззрения. Владыку крайне удивило, что в Саратове до сих пор в школах не преподают «Основы православной культуры», подменяя их так называемой валеологией, проще говоря, наукой о здоровом образе жизни. Не вдаваясь в тонкости столь тонкой материи, позволим себе заметить, какой раздор в многонациональную школьную среду способно внести изучение культурных основ одной, пусть и наиболее распространенной религии. Вот уж на самом деле: не по ране пластырь.

Однако церковные пропагандисты другого пути к возрождению всеобщей духовности не видят. Все остальное, по их мнению, «разлагает детей, высвобождает человеческие страсти, промывает мозги». Разрыв между ценностями христианскими и культурными, убеждены они, пагубно сказывается на нравственном самочувствии общества. Поэтому приоритеты в работе образовательных учреждений должны быть расставлены следующим образом: сначала – православная мораль, и только после нее – знания и профессиональные навыки. Что, согласитесь, тоже как минимум спорно. Именно знания и профессиональные навыки прежде всего ценятся во всем цивилизованном мире, являясь фундаментом прогресса. Сегодняшняя церковь претендует не только на главенство в вопросах воспитания народа, но и все активнее вмешивается в большую политику, что недвусмысленно демонстрирует малозаметную пока особенность времени.

На наших глазах рождается еще одна ветвь власти – религиозная, не знаю, какая по счету (четвертая, какой называют прессу, на самом деле таковой совершенно не является, особенно в провинции, где полностью подчинена двум первым). Во всяком случае, священнослужители уже в открытую осуждают приверженцев либеральных общечеловеческих ценностей и «разного рода демократов», заявляя, что эти люди «не имеют ни Родины, ни Отечества», иначе говоря – являются едва ли не врагами России. Что это, как не попытка вернуть страну в прошлое, отказ от того, чем только и может пока гордиться Россия – робкими усилиями построения гражданского общества, стремлению к соблюдению прав человека. Увы, все эти с огромным трудом постигнутые азы общечеловеческого развития, в том числе и свобода вероисповедания, по мнению наших оппонентов, – не что иное, как «винегрет и хаос в душах россиян».

Попутно выяснилось, в чем главный идеологический изъян российской интеллигенции. Побывавший в Саратове с лекциями известный московский богослов Андрей Кураев на встрече с преподавателями и студентами классического университета высказался определенно. Изъян в том, что у интеллигенции отсутствует серьезное религиозное мышление, поскольку богословие никогда не входило в учебные программы. Итог, по Кураеву, плачевен: цвет светского общества лишен духовной подпитки, а духовенство вынуждено исполнять свою миссию без поддержки интеллигенции. «Это беда многих людей с высшим образованием, – сказал он, – их можно назвать «полуобразованцами». Причина, по Кураеву, столь плачевного состояния высшего образования состоит в том, что государственные структуры равнодушны к этой проблеме. Единственное, на что они способны, заботясь о воспитании молодежи, – дополнил он, – это пригласить ансамбль, участники которого стучат ложками по коленям, или Борю Моисеева, причем по принципу: «сколько запросит, столько и дадим».

Слава Богу, в «невежественном непросвященном» Саратове все-таки не так. В последнее время здесь усиленно пропагандируется нечто вроде православной коллективизации. Губернатор в каждом своем выступлении говорит о необходимости лечить души людские верой в Бога, призывает духовенство идти с проповедями в народ, а школьников – на экскурсии в церкви. Вот и до университета дошло, о чем есть смысл напомнить. Молодых интеллигентов-безбожников, кроме Кураева, наставляли на путь истинный губернатор Аяцков, исполняющий обязанности правящего архиерея Сергий, ректоры других саратовских вузов, которым предписано содействовать церкви в деле духовного окормления подрастающего поколения. Впрочем, никто никого насильно в храм не тащит, подчеркивал губернатор: «Просто остановитесь, оглянитесь – и вам многое станет ясно». Что же должно стать ясно? А вот что – общество нуждается в согласии, а народ – в терпимости. Этот тезис расшифровала проправительственная газета: «Наше гражданское общество состоит не из индивидуумов, а из некоей соборной общности. И перед Конституцией стоят не непосредственно граждане, а их сообщества. Неписаные законы, понятия своей семьи-общины для соборной личности гораздо выше Конституции». То есть жить надо не по законам, а по понятиям, только не криминальным, как сейчас, а православным, как когда-то. Еще понятнее высказался протоиерей Шестун: «Образование должно учить людей быть послушными. Если граждане не будут послушными, что будет с государством?».

Похоже, здесь и зарыта собака. Превратить гражданское общество в молчащую «семью-общину», живущую по неким понятиям, а не по Конституции – что может быть желаннее для власти, которая сама не выполняет многих статей Основного закона страны? У сей басни есть и лукавая мораль: Россию спасет (неизвестно, от кого и от чего) не эффективная экономика и гражданское общество, не правовое государство и соблюдение прав человека, а «религия большинства». Солидные дяди внушали студентам, что по стандартам ООН Россия – вовсе не многонациональное, а сугубо мононациональное и моноконфессиональное государство, так как 80 процентов россиян исповедуют православие. Поэтому, закрыв глаза на 20 процентов остальных граждан, следует ввести в школьные программы «Основы православной культуры», а в вузах оборудовать молельные «ленинские» комнаты. Причем, протоиерей Шестун даже настаивал на том, что православию детей надо обучать не факультативно, а в обязательном порядке. Наверное, в первую очередь из-за соображений той же послушности, видимо, подобной той, с которой некогда православный люд записывался в колхозы, а когда за ним приезжали «пастыри» в кожанках – шел в лагеря и тюрьмы.

И все же апофеозом встречи верующих начальников с атеистической пока что молодежью следует считать не настойчивое приглашение юных душ в лоно церкви, а свершившееся незаметно для мировой общественности открытие в области взаимоотношений науки и религии. Оно и понятно: молодежной аудитории следовало как-то объяснить, каким образом религия из «опиума для народа» довольно быстро превратилась в единственного спасителя страны и народа. И объяснение нашлось.

«Теперь нам стало ясно, что наука находится в состоянии младенчества и ее возможности ограничены, – вдруг прозрел ректор Саратовского государственного университета Дмитрий Трубецков. – Наука и религия – величайший кентавр нашего мира. Они совместно борются с бесовщиной». Порассуждав о сложных физических и интеллектуальных явлениях, окружающих человечество, ректор заключил: «Русской православной церкви не в чем каяться: она не осуждала Галилея и не жгла Джордано Бруно. Если такое эстетическое впечатление производят четыре уравнения Максвелла, что говорить о десяти заповедях Христа.

Красиво сказано, метафорично. Хотя и трудно в кентавре по христиански разделить человеческое и лошадиное – все-таки родина этой «бесовщины» языческая Греция, а не Саратов с Самарою. Кстати, хотелось бы узнать, какое «эстетическое впечатление» на соседей члена-корреспондента РАН по президиуму произвело не уравнения, не их магическое число, а само слово «максвелл»? А по линии покаяния, не раскололо ли по живому русский народ хотя бы жесточайшее противоборство со староверами и сектантами, да и не только с ними? Каяться нужно всем, а церкви пример подавать надобно не ксенофобией и кликушеством ее отдельных чиновников, а именно покаянием. А то ведь искупления вовек не дождаться.

...Бесстрастный свидетель происходящего из газеты «Саратов СП» зафиксировал: «На этапе раскрытия негативной роли малороссов в российском епископате ХVII века отведенный для студентов балкон окончательно опустел».

А свято место пусто не бывает.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8(23), 28 февраля – 6 марта 2003 г.


Автор статьи:  Сергей КАЗОВСКИЙ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: