Притяжение земли
Да, было время, и Саратовская область гремела, как говорится, за пределами галактики...
Космос, который мы потеряли
Стоит ли удивляться тому, что губернатор Дмитрий Аяцков мечтает поставить в Парке Победы на Соколовой горе космический корабль «Буран»? Не первый год идут об этом разговоры. Тем более, если деньги за такую «игрушку» он вынет не из собственного кармана, почему бы и не порадовать саратовскую детвору настоящим российским «шаттлом»? Ведь саратовцы могут по праву сказать: «Это наш «Буран», потому что в корабле полно деталей, изготавливавшихся на местных предприятиях».
Да, было время, и Саратовская область гремела, как говорится, за пределами галактики...
Не кочегары мы, не плотники
Насчет «Бурана» – это не шутка, все-таки первое апреля уже позади. Действительно, Аяцков имел по этому поводу разговор с представителями «Росавиакосмоса» и с главой администрации «Байконура» Геннадием Дмитриенко. И повод для переговоров был выбран удачный: Дмитрий Федорович съездил прогуляться – проводить в звездный путь-дорогу первого космического туриста Денниса Тито, пару лет назад.
Так имеет ли Саратов моральное право на подобное удовольствие? Теоретически – да.
Сегодня даже не все высшие офицерские чины в энгельсской дивизии дальней авиации знают о том, что министерство обороны страны в конце 80-х годов рассматривало наш Летный городок как запасной аэродром для посадки «Бурана».
Кроме того, саратовцы действительно приложили свои таланты к созданию корабля многоразового использования. Например, завод ПУЛ (нынешнее ОАО «Рефлектор») разрабатывал печатные платы для электронных систем, применявшихся на «Буране». Научно-исследовательский технологический институт (ОАО «НИТИ-Тесар») эти платы изготавливал. Даже часть подшипников на корабле были саратовскими. Отдельные комплектующие для «Бурана» производились на ЭПО «Сигнал» (г. Энгельс).
Кстати, «Сигнал» изготавливал еще и приборы, которые устанавливались на корабле «Восток», на луноходе. Как рассказали бывшие сотрудники предприятия, не один год отдавшие космосу, без их приборов был бы невозможен выход человека в открытый космос!
А можно вспомнить о заслугах завода свинцовых аккумуляторов – ОАО «Электроисточник». Того самого, рабочие которого в 90-х годах получали зарплату... автомобильными аккумуляторами, а потом продавали их, чтобы свести концы с концами. Оказывается, на этом предприятии в советские годы был налажен выпуск серебряно-цинковых аккумуляторных батарей для космических кораблей и спутников. Юрий Гагарин летал на «Востоке-1» именно с нашими, саратовскими аккумуляторами.
Другой крупнейший поставщик для наших звездных кораблей – это ПО «Корпус». В объединении были созданы уникальные изделия для таких систем, как «Спутник», «Восход», «Восток», орбитальных станций «Салют», «Мир». Жаль только, что сегодня «Корпус» находится в состоянии банкротства. И хотя дела на предприятии в последнее время идут на поправку, до полного выздоровления производства еще далеко. Груз земных забот нынче перевешивает мечты о небесных достижениях.
Высоко сижу – далеко гляжу
Однако и в прошлом году, невзирая ни на какие банкротства и трудности, тема установки «Бурана» на Соколовой горе вновь поднималась. Это опытные промышленники горюют по старым временам, когда они с гордостью кричали на первомайских демонстрациях: «Слава советским покорителям космоса! Мы первые!».
Сегодня приоритеты несколько изменились. Но кое-кто еще грезит необъятными просторами Вселенной и тоже хочет быть «первым»...
Можно быть уверенным, губернатор просто так эту идею не оставит. Вот построить небо-скреб – это потрудней, а уж «Буран», который вроде бы никому особо и не нужен, заполучить очень хочется. Для чего?
Наверняка ответа на данный вопрос не знает и сам Дмитрий Федорович. Просто манит его звездная дорога, не дают покоя лавры героев космоса. Помните, года три-четыре назад он заявлял, что намерен преодолеть притяжение земли и прославиться как первый губернатор, вырвавшийся на космические просторы? Герой Советского Союза, летчик-космонавт Павел Попович даже вручил ему документальное свидетельство о зачислении в отряд космонавтов и серебряный значок отряда. Такие вот дела разворачивались на земных саратовских просторах.
Это потом желания главы региона стали как-то приземляться. Он думал о космосе, но уже в совершенно ином ракурсе. К примеру, хвалился перед журналистами, что получает космические съемки территории Саратовской губернии четыре раза в год. Откуда именно получает – промолчал. Оно и понятно, секретное это дело, про космос рассказывать.
Вы спросите, а снимки-то ему зачем? Так все очень просто: нужно же как-то реализовывать... закон о частной собственности. Да-да, не смейтесь, это вполне серьезный факт. Более того, Дмитрий Аяцков заявлял, что на этих снимках, дескать, можно «увидеть не только межи на поле, но работающие и неработающие агрегаты, дом, приусадебный участок, конкретного человека». Так что, дорогие фермеры, учтите, кроме земельного кадастра, хозяин губернии, по примеру своих коллег из голливудских фильмов, вычислил каждого из вас со спутника.
И невдомек фермерам, что снимок такой стоит бешеных денег. Да и космос наш стал все больше для войны, к сожалению, пригоден. Эх, если бы все так было легко и просто: сфотографировал, проанализировал, а там, глядишь, и урожай по 30 центнеров с гектара...
Мы – дети галактики
Но, слава Богу, промышленность на космос все-таки еще работает.
Вы думаете, американцы отняли у нас безвоздушное пространство и безраздельно в нем хозяйничают, словно в джунглях? Как бы не так. Вот, например, в прошлом году областные чиновники подводили итоги работы... Кого бы вы думали? Саратовского регионального отделения Федерации космонавтики России (ФКР). Теперь понятно, почему наш губернатор такой амбициозный и рвется на космические просторы.
Между прочим, в руководстве регионального отделения ФКР тоже чиновники. А в качестве основной задачи этой организации ставилось «внедрение новых технологий ракетно-космической отрасли в другие сферы промышленности». В конце концов, мы ведь что-то производим для защиты собственного неба над головой.
Тут почему-то вспоминаются печальные примеры...
В 1998 году был случай. Тогда 12 американских спутников связи разом потерпели неудачу при запуске ракеты-носителя «Зенит». Российской, кстати, ракеты. Естественно, все спутники погибли. А через месяц в Саратове были арестованы: начальник управления комплектации днепропетровского НПО «Южмаш», несколько сотрудников саратовского ОАО «НИИХИТ» и предприятия «Литий-элемент». Все эти фирмы и организации работали на космос.
Оказалось, что «Южмаш», совместно с харьковским заводом «Коммунар» производили ракеты «Зенит». Саратовцы же поставляли на Украину своим партнерам специальные источники тока. Беда заключалась в том, что наши земляки производили «левую» продукцию для космоса из... некондиционных составляющих. Причем, по неписаному соглашению с парубками-подельниками. Таким образом источники тока оказались на ракете «Зенит», которая и не смогла взлететь с американскими спутниками.
Этих прохиндеев тогда арестовали, история получила огласку, а впоследствии дело забылось.
Но, все-таки, следует и про такие случаи помнить. Это, как-никак, тоже своеобразный вклад в дело укрепления обороноспособности державы на космических горизонтах. Во-первых, наши-то ракеты мы всегда на совесть делали. А во-вторых, кто ж его знает, какие именно спутники эти янки должны были на орбиту вывести. Не исключено, что для военных целей. В общем, задумка была плохой, а последствия – это с какой стороны посмотреть.
Только все равно, смотришь на аляповатый памятник Гагарину, что на Набережной, и тяжело на душе становится. Наверное, притяжение Земли стало сильней. Потому и в космос летать меньше стали.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 14(29), 11-17 апреля 2003 г.
Автор статьи: Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика: Саратов-Космос