Устами младенцев
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... И только один предмет в доперестроечные времена все знали основательно, и имя этому предмету было «Ленин».
Он занимал школьные сферы многочисленных предметов: на уроках истории мы слушали о его мужественных революционных деяниях, на литературе читали рассказы о его безупречном детстве, юности и зрелости, на уроках пения с мистическим ужасом выводили вампирические слова «Ленин всегда живой», на уроках географии наши взоры постоянно натыкались на местности, названные его именем, его портреты украшали все кабинеты, бюсты разного калибра утяжеляли большую часть письменных столов нашей многонациональной тогда еще родины, памятники и плакаты заглядывали с улицы в окна домов...
В нашей стране что знают, так уж знают. А чего не знают, того и совсем не знают. Берусь дать иллюстрацию к вышеприведенной фразе. Итак, двадцать обычных второклассников обычной саратовской школы ответили на несколько совсем – на наш взгляд – простеньких вопросов. И были они таковы: «Кто такой Ленин?», «Чем он занимался?», «Как ты его представляешь?», «Когда он жил и когда и как умер?». Также предлагалось написать кратенький рассказ, историю, анекдот о Ленине – если, конечно, таковые были где-то как-то слышаны. И в заключение: «Попробуй нарисовать, как ты представляешь Ленина».
Начнем по порядку. Восемь человек господина Ленина или «не знают», или «забыли», или «не помнят», следовательно, не в курсе и относительно рода его деятельности. Цифра «восемь» обнадежила. То, что не знают Ленина, как-то ожидалось. Не та нынче конъюнктура. Но оставшиеся двенадцать детишек – они-то знают! Давайте подавим в себе детские комплексы перекормленности Лениным, подавив естественное желание – да чтобы его забыли наконец совсем! – и порадуемся, что исторические факты, какими бы они ни были, не дематериализуются, что бывало не раз.
Радоваться, оказывается, нечему. Итак, Ленин – «депутат и писатель», снова «писатель», который «писал книги», опять «писатель», который «писал стихи», и был «красивым, добрым и счастливым». Снова «писатель», который «писал стихотворение» (видимо, всю жизнь одно) и был «добрым, умным и великим». Снова возник «депутат», «умный и великий». И опять «умный» «писатель», который «писал стихи и рассказы»...
Вот это поворот сюжета! Ленин – это «киллер», который «убивал людей», был при этом «глупым, хитрым», но «великим». А умер он, потому что «была война» и «его расстреляли».
Но не все потеряно. «Ленин был вождем России. Он управлял Россией» и был «умный и великий». Еще: «Ленин был вождем», он «умный, добрый, великий». «Ленин такой человек, который управлял страной». «Ленин это великий человек», «умный и великий». И опять: «Ленин – это великий человек, сделал много хорошего». Таким образом, лишь пятеро детей сохранили представление о ленинском мифе. Но, по крайней мере, отвлекаясь от их оценок (относительно которых и взрослые-то не пришли к консенсусу), эти дети хотя бы имеют понятие о роде деятельности нашего героя. Четвертая часть опрошенных – комментарии излишни.
Рассказать что-то о Ленине не смог, понятно, почти никто. Лишь одна девочка призналась: «Я разговаривала с папой о Ленине». А парочка юных «экстремистов» выдала нынешний образец фольклора на заданную тему:
Вышел Ленин из тумана,
Вынул пейджер из кармана,
Пейджер пикнул, Ленин сдох,
Потому что Ленин – лох.
А что? Неплохая тема для диссертации: «Метаморфозы частушки «Вышел месяц из тумана...» на фоне деидеологизации и повальной компьютеризации общества на рубеже XX – XXI веков». Думайте, господа фольклористы!
Особо трепетного разговора заслуживают рисунки. Некоторые изобразили человека вообще, кто как умел и кто как привык. В основном это те, кто говорил о «писателе», «депутате», или просто «не знаю». Самые честные «незнайки» вообще отказались изображать кого-то. А вот автор фразы «Ленин был вождем» преподнес нам плечистого человека в коротких штанишках, с буйной шевелюрой на фоне дерева. Какой уж тут вождь!
Имеется пара поясных портретов бородатых Ильичей, явно с покушением на сходство. Один Ленин не только бородат, но и лыс. Зато аж семь вариантов Ленина-памятника (не зря же массивная фигура вождя мирового пролетариата столько лет указывает пальцем неизвестно куда в самом центре города – и при желании, и бессознательно что-то всплывет). Итак: парочка рисунков, более или менее копирующих памятник (с указующим перстом) на Театральной площади. Другие памятники: некто, похожий на гимнаста, широко развел руки и ноги. В той же позиции зафиксирован некто, похожий на гномика. Так же растерянно разводит руками некто отдаленно напоминающий Ленина – по крайней мере, борода и лысина налицо. На одном из рисунков автор выплеснул все свое художественное воображение и все свои «исторические познания»: его Ленин расчесан на прямой пробор, имеет эполеты и прямо-таки генеральские усы. Более того, юный художник не поскупился и на надпись на пьедестале: «Ленин. Старость. 192 – 1972». Отличился и любитель криминала, записавший Ленина в киллеры. Его Ленин напоминает монстра из будущего, он бодро стоит на... как бы это сказать получше?.. «броневике» будущего, на котором значится недвусмысленное обещание: «Я Ленин. Убью всех. Смерть всем». Рядом же изображен «Дом Ленина» с пятиконечной звездой – по форме строение напоминает то ли клешнястого краба, то ли еще какого-то монстра. Будем надеяться, что ребенок не пророк, и второго пришествия не будет.
Возможные эмоциональные реакции на этот «юбилейный» материал: а) ха-ха и хи-хи! б) какой кошмар! (зависит от мировоззрения читателя, его возраста и проч.). Но, как говорил Карлсон, давайте успокоимся. Это всего лишь дети, наше будущее. И в них нет страха высказаться «неправильно».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 15(30), 18-24 апреля 2003 г.
Автор статьи: Анна САФРОНОВА
Рубрика: Общество