Яндекс.Метрика

Бас продемонстрировал класс

Бас продемонстрировал класс

В прошлом году на Собиновском был представлен парад теноров, саратовских слушателей побаловали дивные голоса из Большого театра, из Национальной оперы Украины. Нынешний XVI фестиваль открылся на еще более звучной ноте: на сцену вышли басы, а бас, по выражению Доницетти, – это красное вино, медленно окрашивающее хрусталь оперной музыки.

Впрочем, о самом концерте – чуть позже. Сначала о торжественной части, предшествовавшей концерту. Директор театра, он же директор фестиваля, Илья Кияненко тепло и лаконично поздравил присутствующих с праздником музыки. Из столичных гостей приветственное слово сказал главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

К слову сказать, на Собиновский приехало немало видных музыкальных критиков – это и обозреватель «Маяка» Николай Рыбинский, и руководитель отдела Москонцерт Александр Церетели, и кандидат искусствоведения, профессор Елена Третьякова, ведущая в Саратове, в рамках Собиновского фестиваля, семинар молодых критиков.

Губернатор, прислав корзину цветов, своим присутствием праздник музыки не почтил. Речь по поручению и от лица областного правительства держал вице-губернатор, министр труда и социального развития Александр Гатвинский. Господин Гатвинский заверил присутствующих, что Аяцков с интересом и уважением относится к музыкальному искусству, и уж на закрытии-то фестиваля он непременно появится. Тем паче, что в последний фестивальный день будут вручаться премии победителям конкурсов, в том числе и губернаторская – в размере 50 тысяч рублей.

«Была бы тут Кадышева, а не басы – губернатор был бы в зале», – прошептала дама с биноклем недалеко от меня.

В любом случае, с губернатором или без такового, но концерт начался, и начался великолепно. Оркестр и маэстро (Юрий Кочнев), что называется, были в ударе. Не так уж часто удается наблюдать оркестрантов воочию – обычно оркестровая яма скрывает (во всяком случае, от сидящих в партере) красоту их инструментов и движений с музыкальными инструментами, их глаза, обращенные на маэстро, и ту особую атмосферу, что превращает ноты в мелодии, а мелодии в музыку. А тут оркестр был как на ладони. И зал восторженно принимал и музыкантов, и солистов.

Автора этих строк совершенно пленил солист Большого театра России, лауреат международных конкурсов Михаил Гужов. Ария Ивана Сусанина из оперы Глинки «Жизнь за царя» вызвала настоящую овацию. Роскошный, свободно льющийся, на удивление полнокровный, я бы даже сказала, могучий голос заполнил зал. Поистине не требовалось ни костюма, ни грима, чтобы представить Ивана Сусанина – голос в тандеме с блистательной музыкой нарисовали сцену из оперы.

Не менее впечатляющей получилась сцена из оперы Верди «Дон Карлос». Арии Филиппа и инквизитора исполнили Александр Киселев (еще один солист Большого) и уже упомянутый мной Михаил Гужов. Если голос Гужова демонстрировал великолепную красоту вкупе с вокальной техникой, то Киселев пленял еще некоей яркостью звучания, которой, похоже, нельзя обучиться, которая врожденна.

Аплодисменты, сопровождавшие выступление этих звезд, были столь бурными, что на поклон к зрителям, взявшись за руки, они вышли втроем – два певца, а между ними маэстро. «Браво! Браво!» – зал скандировал более чем щедро.

Солист национальной оперы Украины Тарас Штонда не впервые в Саратове. Театралы помнят и любят этого певца и за впечатляющий голос, и за редкое умение эмоционально «взрываться» в кульминационных моментах арий, и за незаурядный актерский дар.

Штонда, кстати, исполнил на открытии Собиновского вещи чрезвычайно разномастные. Только вообразите себе: монолог Бориса Тимофеевича из оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно и каватину Алеко из одноименного шедевра Рахманинова.

Несколько московских критиков в беседе со мной единодушно отметили, как одного из самых ярких певцов, солиста Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Байкова.

Надо сказать, что в таком поистине звездном собрании не ударили в грязь лицом и наши солисты. Владимир Верин проникновенно исполнил арию Мельника из оперы «Русалка» (спектакль предстоит увидеть на этой неделе). Верин был по-оперному убедителен, но как слушавшая его в «Русалке», свидетельствую: это не его потолок, он может петь блистательнее, и думаю, что на собиновской премьере он еще блеснет в творении Даргомыжского. Обладатель высокого баса Виктор Григорьев наделен, на мой взгляд, поразительной артистичностью, и потому песня Галицкого из оперы Бородина «Князь Игорь» превратилась в настоящий театральный праздник.

Один из патриархов саратовской оперной сцены народный артист России Николай Брятко, несмотря на свой почтенный возраст, блестяще исполнил арию Кончака из оперы «Князь Игорь». Впрочем, исполнил – это не то слово. Он сыграл, прожил эту партию. Старые театралы, помнящие Брятко в 40-50-летнем возрасте, говорят, что это был волшебный бас. Оперная молодежь, кстати, стремится учиться у мэтра до сих пор, ибо человек, сохранивший голос в столь солидные лета, должно быть, знает некие оперные тайны.

Если говорить о некоторых разочарованиях первого концерта Собиновского, то это, пожалуй, бас из Южной Кореи Хван Сан Ен. Хотя господин Ен, как свидетельствуют афиши Собиновского, и лауреат международных конкурсов, но голос его звучал менее выразительно, чем у его московских или саратовских собратьев. Впрочем, голос – вещь тонкая. Может быть, певец волновался, ведь именно он открывал и первое, и второе отделения гала-концерта. И оркестр здорово «забивал» его.

Не хотелось бы смешивать божий дар и яичницу, но уж коль речь зашла о разочарованиях, то поразила манера некоторой части нашей публики одеваться в театр. Я все понимаю: время сейчас непростое, и на вечернее платье или смокинг могут рассчитывать отнюдь не каждые среднестатистические женщина и мужчина. (Кстати, смокингов в зрительном зале не видела вообще, а вечерних платьев насчитала штук пять. Но это, конечно, беглый взгляд.) Однако, ей-Богу, одеться в обычное нарядное платье, в обычные брюки и рубашку не доблесть. А между тем, было немало людей в каких-то модных ныне драных джинсовках, кургузых джинсовых пиджачках. Причем, все это не от нехватки денег. Я наблюдала одну даму, буквально обвешанную золотом, но в джинсе.

Еще стало грустно от того, что на свои места опоздавшие зрители шли после третьего звонка, нисколько не смущаясь, но смущая и выступающих, и тех, кто уже слушал концерт. Впрочем, это уже камушек в адрес организаторов. Не следовало бы пускать опоздавших в зал. Дурной это тон.

Ну, а если по-крупному, то открытие удалось. Заключительную арию Базилио из оперы Россини «Севильский цирюльник» исполняли и бисировали все участники концерта. Ритм, пение, инструментовка – это было здорово.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 19(34), 23-29 мая 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: