Яндекс.Метрика

Радость со слезами на глазах

Радость со слезами на глазах

«Выдь на Волгу. Чей стон раздается...»

Прелюдия

Не знаю, чьи стоны раздавались много лет назад, ныне же на Волге раздаются стоны владельцев так называемых маломерных судов – лодок с подвесными моторами. Итак, вы едете мимо Зеленого острова. Уже на этом небольшом отрезке нашей великой и широкой вы непременно увидите двоих-троих-четверых-пятерых бедолаг-лодочников, пытающихся завести моторы. Лодки качаются на волнах, пассажиры стыдливо отводят глаза от счастливцев, проносящихся мимо, и не исключено, что в роли счастливцев через минуту окажутся именно они, а застрянут те, кто еще недавно взирал на них с презрительным сочувствием.

Кое-что о «Вихре»

Самый распространенный подвесной мотор – это «Вихрь» – горький парадокс отечественного машиностроения. Если «Вихрь», к примеру, забарахлил, и вы пробуете попросить какого-либо мастера его отремонтировать, вам могут отказать, причем в нецензурных выражениях – не в ваш адрес, а в адрес вашего мотора, его производителей и конструкторов. «Вихрь» запустили в производство в 1965-м году на Самарском (тогда еще Куйбышевском) заводе. Один из знатоков этого замечательного двигателя, поместивший громадную статью «Вихрь» на сайте motolodka.ru, в итоге высказался так: «Ну вот вроде вкратце и все о недостатках «Вихря»... Вы не устали читать их перечень? А каково было потребителю бороться со всем этим безобразием!? На долгие годы устранение вышеперечисленных конструктивных недостатков «Вихря» стало массовым народным творчеством... Тысячи статей на эту тему были напечатаны в журнале «Катера и Яхты»«.

К примеру, у вас полетел редуктор. Приобрести новый на Сенном базаре можно за три тысячи рублей, но на это мало кто решается. Владельцы «Вихрей», как правило, люди небогатые, более того, ремонт мотора – дело бесконечное ( починишь что-то одно, сломается другое), так можно совсем остаться без штанов. Покупают запчасти – это дешевле, «начинка» редуктора встанет в полторы тысячи. Но, конечно, есть менее зловредные моторы – например, «Нептун», имеющий свойство работать почти бесперебойно. Основной парк лодок сегодня – это «Казанки» и «Прогрессы» советского еще производства, к ним-то и пристегиваются вышеупомянутые моторы. Не упоминаю владельцев лодок типа «Николь» – этот транспорт под силу приобрести только очень обеспеченным людям. Некогда престижнейший «Амур» со стационарным двигателем сильно растерял свою популярность на этом фоне. Для VIP-катеров и свои цены, например, правобережная база «Волга-2»: за стоянку там берут от 500 рублей в месяц.

Ностальгическое

А когда-то на Волге царили гулянки, преимущественно деревянные. Такая лодка тоже требовала от владельца немалого терпения: каждый год лодку надо было как минимум шпаклевать и красить – процесс длительный и трудоемкий. Сейчас гулянок тоже немало, их владельцы – в каком-то смысле особая каста среди лодочников. Хозяева гулянок ценят комфорт, неспешность: гулянка – это дом. Стоят хорошие гулянки значительно дороже «Прогресса» или «Казанки». Хотя стоны обладателей гулянок тоже раздаются над Волгой. У всех свои проблемы...

Неприятности разных размеров

А вот еще повод для стонов – лодочные стоянки. Например, правобережные базы средней руки – стоимость стоянки от 1200 до 2000 рублей. Не считая поборов, величина которых зависит от аппетитов начбазы. Есть и нематериальные страдания. Возьмем, к примеру, «Высоту». Каждый раз, поднимая или спуская лодку, судовладельцы переживают ужасающую процедуру. Вы зацепляете свою лодку специальными крюками, поднимаете ее в воздух, и таким образом при помощи пульта подгоняете к спусковым рельсам. Все скрежещет, лодка раскачивается и может в любой момент коварно стукнуть вас по голове, а также могут внезапно отключить электроэнергию, и вы сколько угодно можете взирать на вашу лодку, подвешенную в воздухе. Да и народ там не слишком доброжелательный. У автора этих строк на «Высоте» стоял «Прогресс». Однажды один из работников этой стоянки залил мне (за очень дополнительные деньги) бензин без масла, в результате еще одна очень дополнительная сумма улетела на новый коленвал.

Ностальгическое-2. С поправками

Зато на Зеленом еще живут какие-то старые добрые традиции, не попадающие под лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Народ на базах пожилой, спокойный – помогут, расспросят о том-сем, об улове, к примеру. Цены приемлемые – годовая плата за стоянку на «Нептуне», к примеру, 600 рублей (это – за «Казанку-5», и цена в небольших пределах варьируется в зависимости от класса лодки). Правда, до Зеленого нужно еще и добраться – переправа, взимающая пятерку с человека, заканчивает работу в 7-8 часов вечера. Если опоздаешь – обращайся к калымщикам. Тут свой бизнес, свои правила. Посторонние лодочники к калыму не допускаются, чтоб не сбивали цену. А цена в неурочное время диктуется исключительно полетом финансовых фантазий перевозчиков.

Удивительное рядом

В 1994 году гость из Вашингтона, глядя с балкона гостиницы «Словакия» на Волгу, с недоумением спрашивал меня, как так могло случиться, что на великой русской реке нет такой элементарной службы, как прокат лодок. Нет ее и сейчас и, думаю, долго не будет, а приезжим сотрудники ГИМСа посоветуют обратиться к частным лицам, нанять лодку с водителем. Лодку «без себя» просто почти никто не решится сдать в аренду – слишком кровное и больное на Волге лодочное дело, и каждый судовладелец не просто хозяин своей лодки – он ее врач. Он слышит все оттенки звука, и может диагностировать назревающую поломку вовремя. Цивилизованное обслуживание остается пока мечтой идиота, но если оно и возникнет – будет ли оно по карману большинству судовладельцев? Поэтому ремонт моторов осуществляется по принципу клубов «Умелые руки» и по закону «Сделай сам». Конечно, за помощью обращаться приходится к поднаторевшим лодочникам, но встречаются среди добросовестных мастеров и веселые аферисты. На базе «ДОСААФ» на Зеленом был легендарный чинщик Федя. Если к нему обращались несчастные обладатели «Вихря», процесс починки он, не взглянув на мотор, начинал с одной и той же фразы: «Сымай маховик» (это далеко не всегда нужная операция: к примеру, может быть засорен карбюратор или не работает реверс). Видимо, передние зубы Федя потерял из-за того, что напал не на того клиента.

Впрочем, некий бизнес на Волге делается, но ориентирован он не на истинных волжан, а на любителей острых ощущений. Можно приехать в Затон и за немалые деньги погонять на водном мотоцикле, прокатиться на водных лыжах, на надувном «банане», да и просто позагорать в Затоне можно тоже за деньги. Плюс пиво-воды-закуска.

Еще к вопросу...

Еще к вопросу о кармане. Овес нынче дешев, а вот бензин – увы. Литр бензина (А-76, А-80) стоит примерно как литр молока. Плюс масло: стоимость пятилитровой канистры М-8 – 80-90 рублей. Греби веслами, Яша, бензину-то нема. Прошли те счастливые времена, когда за пол-литру водки можно было приобрести канистру бензина. Да и цены на лодки кусаются – если в 98-м году «Прогресс» 70-х годов выпуска с «Вихрем-25» можно было приобрести за тысячу с небольшим, то уже в 2002-м цена на примерно такую же лодку превышала 10 тысяч. А в два последних десятилетия советских времен лодка была доступным развлечением почти для всех.

Эпилог оптимистической трагедии

И вот, несмотря на тысячу причин для стонов, все-таки покупают, едут, преодолевают. Альтернатива – лето в городе или на турбазе, где денег улетит в два раза больше, да еще есть риск круглосуточно слушать не крик чаек, а какую-нибудь попсу из соседней комнаты или домика, любоваться на неподвижный пейзаж и раздражаться на кухонные проблемы. В городе этого мало? Лодка по летним временам – что-то вроде гоголевской птицы-тройки, и отказаться от этого невозможно. Такая уж радость со слезами на глазах.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 21(36), 6-12 июня 2003 г.


Автор статьи:  Анна САФРОНОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: