Яндекс.Метрика

К нам едет фестиваль

К нам едет фестиваль

Не случайно говорят, что в жизни немаловажно войти во вкус какого-либо действия, попасть в масть, в струю, ну а дальше... Дальше события словно бы автоматически развиваются так, как им следует.

Саратовский театр юного зрителя еще в мае месяце окунулся в атмосферу театрального фестиваля. С 19 по 24 мая тюз выступал в Москве. В музее-усадьбе имени Высоцкого проходил фестиваль «Постефремовское пространство», участниками которого были ведущие провинциальные театры России. Организатор, идейный вдохновитель и душа фестиваля – дочь покойного актера и режиссера Анастасия Олеговна Ефремова, театральный критик по профессии, ставила во главу фестиваля зрелищность, красоту и благородство театральных постановок.

Фестиваль «Постефремовское пространство» делал ставку на старую добрую классику пьес, режиссуры, игры и оформления спектаклей – без истерики, чернушности, пошлого осовременивания того, что само по себе является современным на все времена. Саратовский тюз представил трагикомедию «Вечный муж» по Ф. Достоевскому. Режиссуру этого спектакля осуществил Юрий Петрович Киселев, спектакль живет в репертуаре театра уже не один год и, пожалуй, относится к тем редким постановкам, которые невозможно представить изгнанными из театральной афиши.

Жюри «Постефремовского пространства», в состав которого входили такие именитые личности, как писатель Людмила Петрушевская, драматург Михаил Шатров, худрук двух крупных московских театров Сергей Арцибашев очень благосклонно оценили и спектакль в целом, и тонкие одухотворенные актерские работы. Ошеров, Цинман, Володарский, Иванникова – на фоне этих признанных мэтров, к счастью, совсем не потерялись такие молодые дарования, как Сарайкин или Федорова. Московскими критиками был отмечен и актерский дар Володарского. А в телевизионной программе Диброва «Апология», которая шла в прямом эфире, Сергей Арцибашев вообще отдельно отметил Саратовский тюз как один из самых живых и самобытных театров.

Московские гастроли, теплый прием столичного зала, хорошая пресса – это всегда как глоток свежего воздуха для любого провинциального театра. И режиссеры, и актеры словно бы получают дополнительную энергию, дополнительный мощный импульс к творчеству. Вольно или невольно, но эти шесть фестивальных дней в Москве, шесть майских дней ефремовского праздника перекинули мостик к фестивалю саратовскому. С 23 по 28 июня в Саратове пройдет первый открытый региональный фестиваль детских театров Поволжья имени Юрия Петровича Киселева. Фестиваль носит вполне детское, азбучное название «от А до Я», расшифровывающееся, впрочем, так: «от Астрахани до Ярославля».

В последние же годы нехватка оригинальной детской драматургии, проблемы, связанные с приходом в тюз молодой талантливой молодежи, занимали худрука тюза Юрия Ошерова особенно остро. Посему идея провести фестиваль детских театров продиктована, вероятно, не только желанием подарить городу яркий и зрелищный праздник, но и стремлением обменяться идеями с коллегами по театральному цеху, обдумать и проговорить на сценическом языке всю ту вязь детских и подростковых проблем, которые способно осветить творчество.

В рамках фестиваля планируется проведение творческих семинаров, ведь из Москвы в Саратов нагрянет целый десант видных московских критиков – это и завлит театра Вахтангова Людмила Остропольская, и завлит Ермоловского театра Лана Горон, и уже упомянутая Анастасия Ефремова, и Мария Дмитревская. Ну а что касается саратовских зрителей, то их ждет что-то вроде ожившей толстой и уютной книги сказок и волшебных историй. Астраханский тюз подарит Саратову «Дюймовочку» Андерсена, Казанский театр прикатит «Колобок» по произведению Наталии Скороход, волгоградские актеры привезут пьесу В. Шевченко «Что такое этикет?», ну а спектакль Тверского театра и вовсе носит название – призыв, название – воззвание «Начнем все с радости!»

Что ж, все символично: с настоящей карнавальной радости и начнется сам фестиваль. В два часа дня 23 июня от памятника Чернышевского по направлению к тюзу устремится колонна сказочных героев. Актеры, ряженые, дети, маски, яркие одежды, шуршащая мишура, воздушные шары... Помните, в сказке «Три толстяка» Юрий Олеша утверждал, что время волшебников безвозвратно минуло. Своей сказкой он, правда, сам это и опроверг. Театральный же народ, работающий в детских театрах, творит сказку ежедневно, извлекая волшебство из непосредственности детской речи, из щедрости детского восприятия мира.

На первом открытом региональном фестивале детских театров будут показаны и взрослые спектакли. Так, Воронеж, не относящийся, как известно, к поволжским городам, но зато являющийся нашим соседом, делегировал на фестиваль свой театр со спектаклем «Зима» по пьесе известного драматурга Евгения Гришковца. Да и хозяева фестиваля – саратовцы наряду с остроумной и философской сказкой по произведению М. Машаду «Похищение луковиц» продемонстрируют спектакль для взрослых – обласканного в Москве «Вечного мужа».


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 22(37), 20-26 июня 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: