Яндекс.Метрика

Все начинается с кассы

Все начинается с кассы

Когда-то еще в школе классный руководитель, помню, призывая детей сходить в театр, всегда говорила: «Ну что вам стоит, в конце концов, билет в театр дешевле буханки хлеба». В советское время пища духовная была ненамного дороже пищи материальной. Сейчас цены в основных саратовских театрах упорно ползут к планке в 100 рублей, а кое-где уже и перепрыгнули через нее. Что определяет цены на билеты и действительно ли можно помочь «бедному» театру, заплатив, скажем, 350 рублей за билет?

В 1999 году правительство Саратовской области приняло постановление «О государственной поддержке театрального искусства в Саратовской области», где власть честно отрекалась от того, чтобы каким-либо образом устанавливать цены на театральные билеты. Вопрос этот полностью передавался самим театрам. Таким образом, с одной стороны, государство снимало с себя ответственность за этот вопрос, с другой стороны, пыталось внедрить в театрах какой-то капиталистический подход. Такая мера должна была бы подстегнуть театральные дирекции, чтобы приводить в соответствие цены на билеты и себестоимость, рейтинг спектакля.

Успех получился половинчатым. Драматические театры постарались перейти на систему самоокупаемости, и цены резко пошли вверх. Себестоимость спектаклей попытались подсчитать в ТЮЗе и в Академдраме. Итоги получились неутешительными.

В ТЮЗе на новую постановку «Ревизора» на новой же сцене билеты продаются практически по московским ценам – за 350 рублей. В дирекции это аргументируют огромным недофинансированием со стороны министерства культуры. Впрочем, более точные комментарии получить не удалось, поскольку в дирекции решили свято блюсти коммерческую тайну и под лозунгом «Главное в театре – это спектакли и актеры» отказались от комментариев. Впрочем, Академдрама не отстает. Здесь билет на одну из последних премьер «Копилка» стоит 200 рублей.

Сейчас сетка цен на билеты начинает все более и более усложняться. Новаторские проекты драматических театров стоят очень дорого, поэтому и в ТЮЗе, и в Академдраме билеты на последние постановки типа «Ревизора» или «Копилки» стоят намного выше среднего уровня.

Билеты же на обычные непремьерные спектакли в драматических театрах колеблются в диапазоне 50-150 рублей. При этом в Академдраме утверждают, что такие цены действительно окупают расходы на спектакль, однако за вычетом одного немаловажного пункта – стоимости аренды.

С другой стороны финансовой баррикады – театры, которые практически никогда не будут самоокупаемыми. Это театр оперы и балета или театр кукол «Теремок». Если в драматическом театре еще более-менее можно выйти на порог окупаемости, то оперы и балеты принципиально не могут окупиться только доходом от продажи билетов. Эта область театрального искусства всегда будет дотационной.

Доля билетных сборов в этих театрах очень мала. Основу их бюджета так или иначе все равно составляет государственное финансирование, и цены на билеты – это скорее определенный рейтинг или чувство собственного достоинства театра. Эти театры видят свое основное предназначение в привлечении наибольшего количества зрителей и сохранении культурного уровня населения. Поэтому они не вычеркивают из репертуара даже наиболее убыточные спектакли, если они, что называется, «программные».

Так или иначе, в театральных дирекциях все еще не принято заниматься таким направлением, как «театральный менеджмент», хотя его зачатки существовали еще в советское время. Несмотря на то, что разница в цене билетов в различные ярусы зрительного зала была скорее чисто символической, она все-таки существовала. Понятие о премьере и связанным с ней увеличением цены тоже было. Современный театр сохраняет ту же систему, разве что увеличивая цены на билеты и соответственно пропорции между самыми дешевыми и самыми дорогими билетами.

Единственную попытку реально вплотную заняться финансовой работой со зрителями предприняли, как ни странно, в театре кукол «Теремок». Здесь явно чувствуется четко продуманная стратегия. Например, определено, что в выходные дни цены на билеты могут быть выше. Существует система абонементов. Раз в сезон в театре зрителям раздают анкету, в которой есть вопросы о приемлемой цене на билеты, об удобном времени показа спектаклей, о частоте посещений театра и т.д.

Впрочем, и в театре драмы начали задумываться над этими вопросами. Но здесь попытка анкетирования зрителей была воспринята буквально в штыки. Зрители отказывались отвечать на вопросы относительно финансовой стороны дела. Поэтому дирекция решила действовать самостоятельно. В ближайших планах – введение системы обычных и премьерных абонементов.

Но так или иначе, как признается директор театра оперы и балета Кияненко И.Ф., цены на билет выше 100 рублей уже несколько не по карману «истинным любителям». Разрыв театра и «истинных любителей» продолжает усугубляться. Ставшая притчей во языцех история театра АТХ, работавшего как раз на «истинных любителей» и абсолютно экономически нерентабельного, лишний раз подтвердила то, что чистое искусство пока не находит отклика ни в спонсорском, ни в государственном кошельке.

Кстати, о спонсорах. Их внимание способны привлечь только краткосрочные уже раскрученные проекты, такие как, например, Собиновский фестиваль, где можно получить довольно сильную рекламную отдачу. Поэтому спонсорством назвать это вряд ли можно. Впрочем, проблема здесь не только в непонимании спонсорами своего меценатского долга перед отечеством, а в том, что в Саратове, честно говоря, не хватает крупных фирм и предприятий, способных реально отчислять театру совсем не маленькие суммы. Более заметны спонсорские вложения в провинциальные театры Казани, Самары, Нижнего Новгорода. Здесь бюджет театров оперы и балета составляет 55-60 млн. рублей – в 2 раза больше, чем в Саратове.

Поэтому пока главным и почти единственным спонсором остается государство. Впрочем, государство заботится о театрах не так уж и плохо, как можно было бы подумать. Несмотря на некоторые натяжки в отношениях между театрами и правительством в виде вечно недостроенного ТЮЗа, проблем с помещениями для «малых» театров, все-таки областная власть считает должным пользоваться таким ресурсом, как поддержка деятелей искусств.

В 2002 году в Саратове была принята программа по поддержке театрального искусства, предполагающая целевое выделение денег на некоторые «капитальные» статьи: ремонт, обновление фондов. Конечно, получилось так, что фактически финансирование началось только с прошлого года, но в театрах не ропщут, потому что здесь уже привыкли к «таинственным» исчезновениям денег. Существующий бюджетный помесячный план по финансированию театров довольно часто задерживается и деньги «зависают» где-то, и хотя и доходят до театров в полном объеме, но спустя, скажем, месяц. Где в это время находятся деньги – очередной вопрос без ответа.

Сегодняшние цены на билеты – далеко не предельные. Министерство культуры все больше пытается «списать балласт» театров на шею им самим же.

Театр ожидают довольно серьезные преобразования. Вслед за реформой образования чиновники возьмутся и за учреждения культуры. Здесь планируется повторить схему с реформированием вузов, т.е. будет изменен статус. Театры вслед за вузами рискуют стать акционерными обществами со всеми вытекающими отсюда капиталистическими последствиями. Можно сказать, что приватизация продолжается.

Однако реформы учреждений культуры не так страшны, как их малюют. Например, объединение российских цирков в единую компанию «Росгосцирк», действующую практически отдельно от государства, явно сказалось благотворно. В цирке, по сравнению с театром, цены отражают существующую реальность. Цирковые билеты от 80 до 300 рублей полностью покрывают расходы и еще 5-10% в них заложено на будущее развитие. Секрет здесь довольно простой. Дело в том, что в цирке практически не занимаются разработкой и постановкой новых программ, все расходы связаны с обслуживанием гастрольных программ. Поэтому в цирке на билетные цены влияет больше всего прожорливость привезенных животных.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 45 (107), 19-25 ноября 2004 г.


Автор статьи:  Илья САФРОНОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: