Если их зажигают...
Нижний ярус набережной изначально был не самым привлекательным. От речного вокзала (теперь частный магазин «Эльдорадо») отплывающие теплоходы провожал жизнерадостный баритон Эдуарда Хиля «Вода, вода, кругом вода!» А здесь впору было запеть «бетон, бетон, кругом бетон!» Никто, впрочем, и не требовал от этого, по большому половодью заливаемого водой технического предназначения яруса, газонов, деревьев и скамеек для отдыха. По нему не гуляли. Лишь одни рыбаки с ночи устраивались вдоль бетонного парапета со своими складными стульчиками, снастями, термосами и снедью.
С появлением увеселительной «Ротонды» нижний ярус сделался еще и транспортной магистралью, по которой на рассвете проносились мимо рыбачков в неведомые дали нетрезвые прожигатели жизни, шумно допивая шампанское.
Параллельно рядышком, но в ином измерении возникла и узаконилась группа круглогодичных купальщиков, обосновавшаяся сперва на центральном спуске, затем, и по сю пору, на Бабушкином.
Следующим этапом было появление у бывшего прогулочного дебаркадера самоходки, переоборудованной под ресторан, а затем и казино. Так была восстановлена старая волжская традиция «речных трактиров» (см. одноименный рассказ И. Бунина), утраченная лишь в 60-е годы прошлого века, когда уволокли от Набережной последний двухэтажный дебаркадер, он же «Поплавок», точь в точь такой, как в 1-й серии всем известного телефильма «Место встречи изменить нельзя». (Сейчас их роль в столице играют оборудованные под питье и игру теплоходы «Александр Блок» и «Валерий Брюсов», что, думаю, пришлось по душе двум русским поэтам, весьма не чуждым подобному времяпрепровождению.)
Но чего-то не хватало – решил кто-то наверху, и, очевидно, вспомнив ходячую характеристику работника Н. – «всем парень хорош, да культурки не хватает», решили добавить нижнему ярусу набережной «культурки».
Если водружение «Памятника влюбленным» сопровождалось смешками и улюлюканьем (у меня же эти дистрофические бесполые профили вызывают не смех, а глубокую жалость), то поступательное заполнение «Аллеи звезд» прошло незамеченным. А жаль. Здесь есть над чем поразмышлять. Аллея полна загадок.
Первая. Почему «Аллея»?Аллея, если верить Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, это «Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам». Но на нашем ярусе нет не только двух рядов, но и вовсе ни одного дерева, к тому же отсутствуют и сами стороны, имеясь в единственном числе. Правда, очень высокая – memento половодье!
Загадка вторая. Почему – «звезд»? Ну, в отношении, скажем Олега Табакова, понятно, а вот Иван Кузнецов, это что, звезда мелиорации? Владимир Оржевский – звезда технического стекла, а Василий Иванович Чапаев – звезда гражданской войны?! Эх, попадись-ка автор этой Аллеи в руки комдиву в грозном тысяча девятьсот девятнадцатом...
Третья загадка – по бессмертному выражению М. С. Горбачева, кто из ху? Из 18 звездоносителей лишь про одного сообщено – ху. Это Пимен (Хмелевской), Архиепископ Саратовский и Волгоградский.
Разумеется, большинство из тех, кто, почему-то прогуливаясь по неприветливому бетонному пространству нижнего яруса, зачем-то станет смотреть на звезды, знает, кто такие Василий Чапаев и Олег Табаков.
А вот, дорогой читатель, ответишь ли мне, какой Николай Иванов удостоился звезды? Может быть, ректор медицинского института в 70-е годы? Может быть, да, а может быть, нет. Знает ли, и даже не очень уже молодой прохожий, что Иван Паницкий – это давно умерший замечательный «слепой музыкант», баянист-виртуоз? Что Алексей Панчулидзев (а не Панчулидзе, как написали!) – один из саратовских губернаторов в ХIХ веке? Что уже упомянутый Владимир Оржевский – это первый директор завода технического стекла, некогда одолевший в неравной борьбе всесильного секретаря Ленинского райкома КПСС Ивана Германа. Вот у кого больше оснований попасть в звезды, чем у мелиоратора Кузнецова: по указанию Германа в Торговом центре был открыт первый ресторан с программой варьете, ошеломившей саратовцев танцовщицами в прозрачных трико – в те времена такого не было и в столице.
Словом, если уж захотели как-то увековечить земляков, надо было сообщить и об их славных деяниях.
Загадка четвертая, главная: почему-то того или иного деятеля озвездили, а другого нет. Почему есть Алексей Толстой, родившийся и выросший в Самарской губернии, где находился Николаевск, ставший Пугачевым, и не написавший о Саратове ни строки, но нет Константина Федина? Быть может, потому, что между первым и вторым ярусами ему установлен памятник? Автор романов о Саратове в камне непохож, с хвостом и очень печален. Когда вместо любимой реки ему пришлось любоваться пивной под названием «Буратино», он, кажется, стал еще печальнее. А может быть, он грустит о том, что не он, а Толстой сочинил «Буратино»?
Если моя разгадка верна, то ясно, почему среди звезд отсутствует Юрий Гагарин, карикатурная скульптурка которому стоит на Набережной. Но почему тогда есть Вавилов, также имеющий памятник в городе?
Отчего при наличии Табакова отсутствует его не менее знаменитый тезка – Олег Янковский? Где – как ни относись к некоторым его работам – автор практически всех монументов нашего города Александр Кибальников?
Почему выставлен вполне заурядный ректор мединститута и нет великого Миротворцева, первого ректора университета? Почему нет ни одного из архитекторов, создавших облик Саратова, включая его фирменный знак – консерваторию, ни Мюфке, ни Каллистратова, ни Зыбина?
Однако, из 28 застекленных окошек со звездами пока заполнено 18. Остается надеяться, что в остальных найдется место и для нами названных, и для других замечательных земляков.
Надежда омрачается тем, что и без того не радующие ни эстетикой, ни качеством исполнения рамы с косыми звездами дополнены шаловливыми руками. Я позволю себе поименовать весь ряд звезд с пропусками оных, указывая на «дополнения», и задаться последним недоумением: как определялся порядок и последовательность (слева направо) славных земляков. Итак, парад-алле!
№1.Пусто. На раме надпись «Здесь были мы», внутри пакеты от сушеного кальмара к пиву, проволока от шампанской пробки, окурки.
№2. Пусто. Надпись «Здесь была Ирина. 16.04.03». Ничем не заткнуто.
№3. Леонид Сметанников. «Здесь была Ксюша и Ко». Зеленое граффити ZG.
№4. Альфред Шнитке. «Здесь были мы.» Звезда грубо починена болтами.
№5. Алексей Панчулидзе. Чисто.
№6. Юрий Киселев. Чисто.
№7. Борис Андреев. Чисто.
№8. Николай Вавилов. Чисто.
№9. Кузьма Петров-Водкин. Обертка от чипсов.
№10. Николай Иванов. Чисто.
№11. Петр Столыпин. Загадка: как сумели дотянуться до центра далекой звезды, чтобы заткнуть туда бумажку от «кириешек»? (Вообще, чисто там, где рамы плотно заделаны, а вот чем руководствовались шаловливые руки, пропуская одних звезд и отмечаясь на других, понять невозможно).
№12. Пимен. Чисто.
№13. Пусто. Чисто.
№14. Был Василий Иванович. Почему был? Теперь он вошел внутрь наскоро устроенного летнего тира, что представляется уместным: любил товарищ Чапаев пальнуть из огнестрельного. А то было бы странно, если бы тир захапал себе звезду, скажем, Шнитке или Пимена.
№15. Пусто. Обертки от чипсов Lays и сигарет Ligget-Ducat.
№16. Виктор Борисов-Мусатов. Неразборчивая надпись, обертка.
№ 17. Алексей Толстой. «Фишки к пиву» с картинкой из к/ф «От заката до рассвета», пардон, пожалуйста – использованная дамская прокладка.
№ 18. Лев Кассиль. Чисто.
№ 19. Владимир Оржевский. Чисто.
№ 20. Борис Бабочкин. Чисто.
№ 21. Иван Паницкий. Чисто.
№ 22. Юрий Сисикин. Чисто.
№ 23. Пусто. Чисто.
№ 24. Олег Табаков и «Юраха Ковтун. Дергачи. 2002».
№25. Пусто. «Лева, Валек, Люба, Паша» и сердце, пронзенное стрелой.
№ 26. Пусто. Чисто.
№27. Пусто. Середина звезды заклеена какой-то квитанцией.
№ 28. Пусто. «Короткова».
Когда-то Владимир Маяковский написал: «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Знать бы: кому?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 29 (44), 8-14 августа 2003 г.
Автор статьи: С. БОРОВИКОВ
Рубрика: Общество