Яндекс.Метрика

Если их зажигают...

Если их зажигают...

Нижний ярус набережной изначально был не самым привлекательным. От речного вокзала (теперь частный магазин «Эльдорадо») отплывающие теплоходы провожал жизнерадостный баритон Эдуарда Хиля «Вода, вода, кругом вода!» А здесь впору было запеть «бетон, бетон, кругом бетон!» Никто, впрочем, и не требовал от этого, по большому половодью заливаемого водой технического предназначения яруса, газонов, деревьев и скамеек для отдыха. По нему не гуляли. Лишь одни рыбаки с ночи устраивались вдоль бетонного парапета со своими складными стульчиками, снастями, термосами и снедью.

С появлением увеселительной «Ротонды» нижний ярус сделался еще и транспортной магистралью, по которой на рассвете проносились мимо рыбачков в неведомые дали нетрезвые прожигатели жизни, шумно допивая шампанское.

Параллельно рядышком, но в ином измерении возникла и узаконилась группа круглогодичных купальщиков, обосновавшаяся сперва на центральном спуске, затем, и по сю пору, на Бабушкином.

Следующим этапом было появление у бывшего прогулочного дебаркадера самоходки, переоборудованной под ресторан, а затем и казино. Так была восстановлена старая волжская традиция «речных трактиров» (см. одноименный рассказ И. Бунина), утраченная лишь в 60-е годы прошлого века, когда уволокли от Набережной последний двухэтажный дебаркадер, он же «Поплавок», точь в точь такой, как в 1-й серии всем известного телефильма «Место встречи изменить нельзя». (Сейчас их роль в столице играют оборудованные под питье и игру теплоходы «Александр Блок» и «Валерий Брюсов», что, думаю, пришлось по душе двум русским поэтам, весьма не чуждым подобному времяпрепровождению.)

Но чего-то не хватало – решил кто-то наверху, и, очевидно, вспомнив ходячую характеристику работника Н. – «всем парень хорош, да культурки не хватает», решили добавить нижнему ярусу набережной «культурки».

Если водружение «Памятника влюбленным» сопровождалось смешками и улюлюканьем (у меня же эти дистрофические бесполые профили вызывают не смех, а глубокую жалость), то поступательное заполнение «Аллеи звезд» прошло незамеченным. А жаль. Здесь есть над чем поразмышлять. Аллея полна загадок.

Первая. Почему «Аллея»?Аллея, если верить Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, это «Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам». Но на нашем ярусе нет не только двух рядов, но и вовсе ни одного дерева, к тому же отсутствуют и сами стороны, имеясь в единственном числе. Правда, очень высокая – memento половодье!

Загадка вторая. Почему – «звезд»? Ну, в отношении, скажем Олега Табакова, понятно, а вот Иван Кузнецов, это что, звезда мелиорации? Владимир Оржевский – звезда технического стекла, а Василий Иванович Чапаев – звезда гражданской войны?! Эх, попадись-ка автор этой Аллеи в руки комдиву в грозном тысяча девятьсот девятнадцатом...

Третья загадка – по бессмертному выражению М. С. Горбачева, кто из ху? Из 18 звездоносителей лишь про одного сообщено – ху. Это Пимен (Хмелевской), Архиепископ Саратовский и Волгоградский.

Разумеется, большинство из тех, кто, почему-то прогуливаясь по неприветливому бетонному пространству нижнего яруса, зачем-то станет смотреть на звезды, знает, кто такие Василий Чапаев и Олег Табаков.

А вот, дорогой читатель, ответишь ли мне, какой Николай Иванов удостоился звезды? Может быть, ректор медицинского института в 70-е годы? Может быть, да, а может быть, нет. Знает ли, и даже не очень уже молодой прохожий, что Иван Паницкий – это давно умерший замечательный «слепой музыкант», баянист-виртуоз? Что Алексей Панчулидзев (а не Панчулидзе, как написали!) – один из саратовских губернаторов в ХIХ веке? Что уже упомянутый Владимир Оржевский – это первый директор завода технического стекла, некогда одолевший в неравной борьбе всесильного секретаря Ленинского райкома КПСС Ивана Германа. Вот у кого больше оснований попасть в звезды, чем у мелиоратора Кузнецова: по указанию Германа в Торговом центре был открыт первый ресторан с программой варьете, ошеломившей саратовцев танцовщицами в прозрачных трико – в те времена такого не было и в столице.

Словом, если уж захотели как-то увековечить земляков, надо было сообщить и об их славных деяниях.

Загадка четвертая, главная: почему-то того или иного деятеля озвездили, а другого нет. Почему есть Алексей Толстой, родившийся и выросший в Самарской губернии, где находился Николаевск, ставший Пугачевым, и не написавший о Саратове ни строки, но нет Константина Федина? Быть может, потому, что между первым и вторым ярусами ему установлен памятник? Автор романов о Саратове в камне непохож, с хвостом и очень печален. Когда вместо любимой реки ему пришлось любоваться пивной под названием «Буратино», он, кажется, стал еще печальнее. А может быть, он грустит о том, что не он, а Толстой сочинил «Буратино»?

Если моя разгадка верна, то ясно, почему среди звезд отсутствует Юрий Гагарин, карикатурная скульптурка которому стоит на Набережной. Но почему тогда есть Вавилов, также имеющий памятник в городе?

Отчего при наличии Табакова отсутствует его не менее знаменитый тезка – Олег Янковский? Где – как ни относись к некоторым его работам – автор практически всех монументов нашего города Александр Кибальников?

Почему выставлен вполне заурядный ректор мединститута и нет великого Миротворцева, первого ректора университета? Почему нет ни одного из архитекторов, создавших облик Саратова, включая его фирменный знак – консерваторию, ни Мюфке, ни Каллистратова, ни Зыбина?

Однако, из 28 застекленных окошек со звездами пока заполнено 18. Остается надеяться, что в остальных найдется место и для нами названных, и для других замечательных земляков.

Надежда омрачается тем, что и без того не радующие ни эстетикой, ни качеством исполнения рамы с косыми звездами дополнены шаловливыми руками. Я позволю себе поименовать весь ряд звезд с пропусками оных, указывая на «дополнения», и задаться последним недоумением: как определялся порядок и последовательность (слева направо) славных земляков. Итак, парад-алле!

№1.Пусто. На раме надпись «Здесь были мы», внутри пакеты от сушеного кальмара к пиву, проволока от шампанской пробки, окурки.

№2. Пусто. Надпись «Здесь была Ирина. 16.04.03». Ничем не заткнуто.

№3. Леонид Сметанников. «Здесь была Ксюша и Ко». Зеленое граффити ZG.

№4. Альфред Шнитке. «Здесь были мы.» Звезда грубо починена болтами.

№5. Алексей Панчулидзе. Чисто.

№6. Юрий Киселев. Чисто.

№7. Борис Андреев. Чисто.

№8. Николай Вавилов. Чисто.

№9. Кузьма Петров-Водкин. Обертка от чипсов.

№10. Николай Иванов. Чисто.

№11. Петр Столыпин. Загадка: как сумели дотянуться до центра далекой звезды, чтобы заткнуть туда бумажку от «кириешек»? (Вообще, чисто там, где рамы плотно заделаны, а вот чем руководствовались шаловливые руки, пропуская одних звезд и отмечаясь на других, понять невозможно).

№12. Пимен. Чисто.

№13. Пусто. Чисто.

№14. Был Василий Иванович. Почему был? Теперь он вошел внутрь наскоро устроенного летнего тира, что представляется уместным: любил товарищ Чапаев пальнуть из огнестрельного. А то было бы странно, если бы тир захапал себе звезду, скажем, Шнитке или Пимена.

№15. Пусто. Обертки от чипсов Lays и сигарет Ligget-Ducat.

№16. Виктор Борисов-Мусатов. Неразборчивая надпись, обертка.

№ 17. Алексей Толстой. «Фишки к пиву» с картинкой из к/ф «От заката до рассвета», пардон, пожалуйста – использованная дамская прокладка.

№ 18. Лев Кассиль. Чисто.

№ 19. Владимир Оржевский. Чисто.

№ 20. Борис Бабочкин. Чисто.

№ 21. Иван Паницкий. Чисто.

№ 22. Юрий Сисикин. Чисто.

№ 23. Пусто. Чисто.

№ 24. Олег Табаков и «Юраха Ковтун. Дергачи. 2002».

№25. Пусто. «Лева, Валек, Люба, Паша» и сердце, пронзенное стрелой.

№ 26. Пусто. Чисто.

№27. Пусто. Середина звезды заклеена какой-то квитанцией.

№ 28. Пусто. «Короткова».

Когда-то Владимир Маяковский написал: «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Знать бы: кому?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 29 (44), 8-14 августа 2003 г.


Автор статьи:  С. БОРОВИКОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: