Терпкий запах арены
Нынешний саратовский цирковой фестиваль проходит хоть и в неудачное время, но на очень высоком уровне. Одно из доказательств – десятки цирковых импресарио из разных стран мира, приехавшие посмотреть на участников конкурсов. Их визит в провинциальный Саратов доказывает и другой важный факт. Пока мы, включая государство, на манер дрессированного циркового слона «хлопаем ушами», разводя бесчисленных «попсовых» клонов, цирки мира зарабатывают на русских артистах цирка сотни миллионов долларов.
Саратов пока не мировая столица циркового искусства. Но стремится к этому, что очень отрадно. «Профи» из «Росгосцирка» оценили усилия Кузьмина и КО, прислав в Саратов для организации фестиваля десант супер-специалистов. Один из них – главный режиссер фестиваля Александр Гримайло. Он известен в России и за рубежом как автор сотен цирковых номеров и целых программ. В частности, был главным режиссером Всемирного фестиваля циркового искусства, который прошел на Красной площади в столице в 1996 году. Энергия из него бьет «через край». А потому за время пресс-конференции все очень ясно поняли, насколько далеки мы пока от того, что называется в мире выражением «шоу-бизнес».
Если говорить коротко, то к цирку наше родное государство относится даже хуже, чем к образованию, медицине и прочим важным, но не «нефтеносным» пластам народного хозяйства. То есть никак.
Ведущие цирки мира зарабатывают на выступлениях русских артистов сотни миллионов долларов. Россияне составляют основную часть крупнейших цирковых коллективов за рубежом. Причем это не только артисты, но и остальные творческие силы – от костюмеров до дизайнеров. «Вы можете приехать в любой зарубежный цирк, просто встать в зале и сказать по-русски: «Эй, идите ко мне!». И все люди подойдут к вам. Потому что все они – русские», – рассказал Гримайло.
По его мнению, власти России «растаптывают ногами» уникальную цирковую школу страны и не обращают на цирк никакого внимания. И это при том, что цирк обеспечивает государству мощный высокохудожественный пиар. «Мы даем стране такое количество медалей и призов, что даже спортсменам столько не снилось, – подчеркнул Гримайло. – Спецпризы возим просто чемоданами, включая, к примеру, личный приз «Золотая доска» принца Монако. Никто во власти никак не сообразит, что на цирке страна может зарабатывать не меньше, чем на нефти. Потому что нефть рано или поздно кончится, а новые таланты рождаются постоянно».
По Гримайло получается, что город Саратов и нынешний цирковой фестиваль являются образцом дальновидного мышления организаторов и властей. И это радует. Прославленный режиссер еще до начала конкурсных показов дал нашему цирковому форуму очень высокую оценку. «Это фестиваль высочайшего уровня, – подчеркнул он. – Если бы мы вывезли его в полном объеме в Париж или Монте-Карло, мы бы уложили их там всех – сразу и навсегда».
По словам Гримайло, уникальность саратовского фестиваля – в размахе. Около двухсот артистов показывают в нем примерно 60 номеров. В то время как на других международных фестивалях программа редко превышает три десятка пунктов. «Все конкурсные номера – один к одному, как на подбор. Лучшие из них войдут в заключительный гала-концерт. И это будет настоящее золото фестиваля», – подчеркнул Гримайло.
Одним словом, необходимо перенести фестиваль во времени, чтобы смогли приезжать именитые артисты и продюсеры. И тогда мы еще поспорим с Парижем и Монте-Карло, чей фестиваль круче. Главное – не забыть сменить некоторых местных «коридорных» клоунов. А то уж больно портят они программу...
Любое настоящее зрелище, как известно, лучше один раз увидеть. Ко всем представлениям нынешнего саратовского фестиваля циркового искусства эта истина относится в полной мере. Потому что хоть тресни, но передать на бумаге восторг, восхищение, изумление и абсолютно детскую радость от фестивальных шоу нереально. Праздник закончится в воскресенье. Но уже сейчас можно сказать: в Саратове показали Большой Цирк. Те счастливцы, которые посетили все представления фестиваля, наверняка запомнят его на долгие годы.
Надо честно признать, что Саратов и тех его жителей, которые любят «все краски жизни», за последние годы власти разбаловали. Сколько праздников губернского масштаба, всевозможных «дней», фестивалей и прочих подобных мероприятий прошло в городе – не сосчитать. Поэтому анонсы по поводу Международного фестиваля многие, особенно журналисты, воспринимали с долей скепсиса. Ну, пошили для арены новую «одежду». Ну, подарил «Росгосцирк» ковер, отлично. Ну, заменили свет и звук. Наверное, приедут неплохие артисты и будут показывать добротные представления. Действительность превзошла все ожидания и в который раз убедительно доказала: делом должны заниматься «профи». И тогда результат обеспечен.
Аплодисменты
Описывать представления нет смысла. Можно лишь поделиться некими впечатлениями от них. Итак, торжественная церемония открытия: из-за кулис на арену «вываливается» огромная, разноцветная, блестящая и, главное, безудержно веселая толпа цирковых артистов. Волна энергии, которая шла от нее, увы, несколько разбилась о выступление вице-губернатора Гатвинского. Когда он начал говорить, стало искренне жаль, что нет губернатора. Уж в яркости речи, причем в данном случае – уместной и даже необходимой, Дмитрию Аяцкову не откажешь. Его «вице» по социалке говорил много, негромко и вяло. Что особенно не вязалось с энергетикой стоящей за ним пестрой толпы. Наконец, официальные слова были сказаны, в цирке зажглись все огни, и праздник начался.
В числе первых на арену буквально «вылетели» чернокожие африканские гости из Кении, по национальности – настоящие воинственные масаи. Они беспрерывно приплясывали, прыгали как мячики, сияли белоснежными улыбками, и в результате так всем понравились, что во время финального выхода были встречены шквалом аплодисментов.
Как, впрочем, и многие другие артисты, которые взмывали под купол, парили на головокружительной высоте, жонглировали десятками предметов, смешили и веселились сами. Как воздушные гимнасты, которые бесстрашно прыгали по одному и группами. Зал не аплодировал, он «взрывался» аплодисментами.
... переходящие в овации
В первый же конкурсный день стало ясно, что на фестиваль были отобраны действительно лучшие номера современного цирка. В дальнейшем сравнивать конкурсы с церемонией открытия было тоже бессмысленно – программы были просто «одна лучше другой».
Первый вечер открыл гимнаст Анатолий Куров с номером «Исповедь самурая». Артист парил на кольцах над острым мечом, выполнял под куполом сложные трюки без страховки, и в итоге виртуозно спрыгнул на арену с высоты.
Невозможно было без смеха смотреть на «Цирковой детектив» Владимира Сапрыкина и его шимпанзе Ларика. По сюжету обезьяна долго игнорировала приказы хозяина, потом эффектно свалилась с «фонаря», якобы пристреленная. А в итоге вместе с собакой связала дрессировщика и в таком виде увела его за кулисы – к восторгу публики.
Благодаря тому, что зал цирка обзавелся ультрафиолетовыми прожекторами, мы смогли оценить номер «Икар». Представьте себе: темный зал, пульсирующая музыка, по залу начинают летать загадочные светящиеся объекты. Под куполом зажигаются звезды и планеты. На арене загадочно светятся очертания континентов планеты Земля. Появляются несколько фигур в святящихся костюмах. Через несколько мгновений все они оказываются под куполом. И начинаются головокружительные прыжки и полеты. Причем без страховочной сетки над ареной. Реакцию зрителей можно выразить только одной фразой – «дух захватывает».
«Живая трапеция». «Рабы пирамиды». Венгерское трио «Джеймс», которые под музыку из «Бондианы» подбрасывали и ловили друг друга. Немец Мартин Молл и его «дьяболо». Запашные со львами и тиграми...
Праздник со слезами на глазах
Неизменный финал: под песню Луи Армстронга «What a wonderful world» над ареной начинают парить сотни светящихся птиц, созданных руками все той же безудержно яркой и веселой толпы. А потом – зажигательный рок-н-ролл и трюки. И огромные шары, которые клоуны кидают в зал к восторгу зрителей. И тут ты понимаешь, как уместна эта песня Армстронга и фраза: «And I think to myself – what a wonderful world» – «И я подумал – как прекрасен этот мир». Ты понимаешь, как восхитителен, удивителен, красив и весел, какое счастье дарит этот радостный Мир, который называется простым и коротким словом Цирк.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 34 (49), 19-25 сентября 2003 г.
Автор статьи: Олег СВОБОДИН
Рубрика: Культура