Яндекс.Метрика

Ученица своих песен

Ученица своих песен

Женственная. Абсолютно естественная. Не отмеченная печатью пресловутой звездности. Народная артистка России, лауреат Госпремии России Елена Камбурова, едва появившись в зале, где проходила пресс-конференция, сразу же начала отвечать на вопросы. Общение получилось неофициальным. Может быть потому, что Камбурова уже не первый раз в Саратове, а может потому, что рядом с Еленой Антоновной сидел ее старинный творческий знакомый, художественный руководитель филармонии Анатолий Катц.

Концертом Елены Камбуровой вчера, 25 сентября, открылся фестиваль «Бомонд», объединивший не просто исполнителей – элиту концертных сцен России и Европы. А Камбурова, безусловно, одна из ярчайших звезд. Певица гастролирует по всему миру, а в Москве на Большой Пироговской живет Театр музыки и поэзии, созданный и выпестованный ею.

Елена Антоновна считает себя ученицей своих песен. Вместе с первыми в ее творческой судьбе творениями Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой она росла и развивалась как исполнительница. Эмоции поэтов становились ее эмоциями, прорастали ей в кровь, душу, сердце.

Камбурова верит в добрый магнетизм. Убеждена, что все талантливое и благородное взаимопритягивается, поэтому одаренные люди находят друг друга. Камбуровский театр музыки и поэзии по-хорошему демократичен. По словам исполнительницы, для нее очень важно, чтобы в ее театре звучали и скрипичные квартеты, и виолончель. Чтобы там были одинаково уместны и яркая пантомима, и музыкально-драматические интерпретации шедевров русской классики, и былинные плачи-сказы. Кстати, в роли сказительницы старинного русского фольклора на сцене камбуровского театра не раз выступала саратовская певица, народная артистка Елена Сапогова. «Лена выступала и будет выступать, – сказала Камбурова, – потому что, знаете, как ее воспринимают зрители? Да вот так...» – и, откинувшись на спинку стула, Елена Антоновна со свойственным ей роскошным артистизмом изобразила лицо счастливо ошеломленного человека.

Камбурова много и с явным удовольствием говорила об артистах, которые ей дороги и интересны. Не без гордости упомянула, что диски Елены Фроловой, обладательницы выразительнейшего голоса, продаются сейчас в Париже.

Францию человек мира Елена Камбурова любит особо, ведь это родина обожаемого ею легендарного шансонье Жака Бреля. Брель, по словам певицы, – «основная песенная фигура во всем тысячелетии».

К сожалению, сегодня даже Франция, даже знаменитый парижский зал «Олимпия» уже не те, заметила певица. «Если бы вы только могли ощутить атмосферу Франции 60-70-х годов, – ностальгически заметила она, – когда в Париже пели Жак Брель и Жюльетт Греко... Сумма впечатлений, которыми одаривали эти певцы-актеры, не сравнима ни с чем. Сегодняшние же певцы преимущественно развлекают».

Анатолий Катц дополнил мысль Камбуровой, заметив, что он буквально «звереет», когда слышит после своих пиа-нистических концертов: «Мы так отдохнули во время вашего выступления!» Искусство меньше всего придумано для отдыха, оно для роста души. «В начале было слово, – напомнила Камбурова, – а музыка выше, чище самых прекрасных слов. Музыка – это связь с небесами».

Оскудение, опошление сегодняшней эстрады вызывают у певицы грусть. Безголосица. Странные тексты, уровень поэтичности которых даже не хочется обсуждать. Не менее настораживает и то, что многие талантливые люди покидают страну. Пианистка и композитор Лариса Критская, с которой Камбурова создала в свое время целый качественно новый репертуар, эмигрировала в США, притом через несколько лет сделалась там антиамериканкой.

Когда-то после выступления актрисы в Саратове оно обсуждалось на худсовете в филармонии с участием разных компетентных органов. Казенных людей якобы напрягло исполнение романса «Белеет парус одинокий». «Что он у нее такой одинокий белеет и какой это бури он ищет? – прозвучал вопрос. Скорее всего сверху просто поступила установка любыми способами бороться с Камбуровой.

Сейчас цензуры нет. Однако Елена Камбурова по-прежнему не вписывается в казалось бы уже совсем иную систему. Каждый диск записывается, по ее словам, вопреки, а не благодаря обстоятельствам. Но главное, что, как и десятилетия назад, на ее концертах даже не аншлаг – супераншлаг.

...Сталкер приводил героев фильма в волшебную комнату, где исполняются желания. Я спросила певицу, что бы загадала она? «Сегодня я попросила бы о том, чтобы у меня беспроблемно записалось несколько новых дисков».


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 35 (50), 26 сентября – 2 октября 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: