Доктор Кац догоняет «Улитку»
В Репино, под Санкт-Петербургом, прошел традиционный фестиваль фантастики «Интерпресскон-2004»
Нынешний фестиваль считается юбилейным, хотя дату следует отнести не к круглым, а скорее, к «полукруглым»; впрочем, пятнадцать лет – это возраст подростка, у которого еще все впереди, но уже есть о чем вспомнить.
ИСТОРИЯ
С тех пор как в 1990 году в Ленинграде собрались на первый конвент разномастные представители фэн-прессы (отсюда и название), много воды утекло. Прессу потеснили сперва простые фэны (то есть любители фантастики), заветными журналистскими корочками не обладающие; затем на конвент начала стекаться и серьезная публика: писатели-фантасты, издатели, критики (нередко это были те же фэны, постепенно превратившие свое хобби в профессию). Бессменный организатор фестиваля Александр Сидорович за прошедшее пятнадцатилетие сам успел сделаться солидным бизнесменом – так что первоначальные проблемы с финансированием праздника более-менее рассосались. А присутствие Бориса Натановича Стругацкого, вручающего здесь свою премию «Бронзовая Улитка» (наряду с читательским «Интерпрессконом»), стало традиционным атрибутом конвента.
КТО ПРИЕХАЛ
Были времена, когда представительский список гостей выглядел совсем уж блестяще: из забугорья заезжали на огонек Гаррисон и Шекли; «московская команда» фантастов наведывалась едва ли не в полном составе; киевлян представляли Борис Штерн и супруги Дяченко; харьковчан – тандем из Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (в миру известных как Генри Лайон Олди); минчан – пара других соавторов-неразлучников, Юрий Брайдер с Николаем Чадовичем; за Сибирь отвечал красноярец Михаил Успенский...
Увы, иных уж нет. Умер Штерн. Супруги Дяченко ныне отдают силы украинскому конвенту, проходящему в апреле. Брайдер временно отделился от Чадовича и сейчас пишет детектив.
Тем не менее фестиваль почтили присутствием многие граждане, известные в фантастическом мире и за его пределами. Прибыли волгоградец Евгений Лукин, томич Юлий Буркин, москвичи Кирилл Бенедиктов, Леонид Каганов, Александр Громов, Владимир Васильев. Засветился популярный (особенно после телесериала «Черный ворон») Дмитрий Вересов. Прибыла слегка поредевшая, но тем не менее заметная питерская команда фантастов (Вячеслав Рыбаков, Андрей Измайлов, Святослав Логинов, Николай Романецкий, Андрей Лазарчук, Андрей Балабуха, Александр Етоев). Московский журнал «Если» делегировал Дмитрия Байкалова, Андрея Синицына и Юрия Семецкого. Киевский журнал «Реальность фантастики» был явлен в лице его главного редактора Ираклия Вахтангишвили.
Издателей представляли Николай Науменко (главный редактор московского гиганта «АСТ»), Роман Светлов (директор Издательства Санкт-Петербургского университета), Анатолий Кноп (директор питерской «Лани»), Александр Житинский (руководитель питерского «Геликона»), Василий Владимирский (полпред питерской «Азбуки»), Светлана Бондаренко (завотделом фантастики донецкого «Сталкера») и др. Андрей Чертков, ныне работник студии СТВ Сергея Сельянова, отвечал за кинематограф, Дмитрий Ватолин (сервер «Русская фантастика») и Максим Мошков (сайт «Библиотека Мошкова») – за Интернет. Дальнее зарубежье представляли фэны из США и ФРГ.
О ЧЕМ СПОРИЛИ
Пожалуй, лишь одно мероприятие, заявленное в программе («Затмение Луны», ответственный – Александр Громов), обошлось без перепалки: согласно астрономическому календарю на лунный диск пала тень в намеченные сроки. Все же остальные пункты программы реализовались не без споров.
«Интерпресскон» всегда был не только местом встречи фантастов с реальностью, но и точкой пересечения читателей с писателями, издателей с критиками, литературоведов с книгопродавцами. Во время нынешнего семинара «Фантастика в творчестве Набокова» покойному Владимиру Владимировичу пришлось, вероятно, немало покрутиться в гробу. Еще острее оказалась дискуссия на тему «Авторское право и электронные СМИ»: прямым покушением не только на знаменитую «Библиотеку Мошкова» (дармовое и открытое каждому хранилище текстов в Сети), но и на весь бесплатный Интернет многие присутствующие сочли обращение в суд фантаста Геворкяна, желающего Мошкова засудить и ликвидировать его детище как данность. Хотя судебная перспектива дела неясна и, по мнению многих, крайне сомнительна, у пользователей Сети осадок, что называется, остался... Едва ли не потасовкой завершилась дискуссия, посвященная деятельности так называемого Совета по фантастике, – структуры, организованной бывшим комсомольским деятелем Виталием Пищенко в недрах «почвенного» Союза писателей России. По мысли организатора, новоявленный Совет должен был «управлять» фантастикой Всея Руси и «указывать» издателям, кого им следует печатать, а кого – нет. Большинство выступивших сочли поползновения Совета вредными, а его претензии на лидерство – попросту идиотскими...
Пожалуй, наиболее корректной – хотя и достаточно острой – оказалась дискуссия «Люденов» (группы по изучению творчества братьев Стругацких) с Борисом Стругацким: в частности, обсуждалась этическая проблематика романа «Бессильные мира сего»; классик энергично защищал своего героя, педагога Стэна Агре, чей образ, по мнению большинства критиков, был, бесспорно, автобиографическим. Дискуссии «Люденов» предшествовал доклад координатора группы Юрия Флейшмана, который в поисках источника неопознанной цитаты из повести Стругацких изучил несколько сотен книг по истории раскола церкви в России: цитаты не нашел, но зато сделался неплохим знатоком старообрядчества...
ЯВЛЕНИЕ ДОКТОРА КАЦА
Вероятно, самым заметным событием «Интерпресскона-2004» (конечно, после затмения Луны!) стала презентация нового издания книги нашего земляка, доктора филологии Р.С.Каца «История советской фантастики». Предыдущее издание этой нашумевшей «альтернативной» истории литературы советского периода было, как известно, осуществлено в Саратове (Изд-во СГУ, 1993) и десять лет назад получило на «Интерпрессконе» полный комплект наград, а также вызвало массу разноречивых публикаций в прессе (одна из самых первых рецензий на книгу была, кстати, опубликована в саратовской «Волге»).
На торжественное мероприятие-94 ученый и общественный деятель не смог приехать, и его неравноценно замещал редактор книги и автор послесловия Роман Арбитман. Теперь же, когда Санкт-Петербургский университет переиздал знаменитую монографию, доктор Рустам Святославович Кац, наконец, предстал перед публикой. Несмотря на седую бороду, старомодные шляпу и зонтик, восьмидесятилетний мэтр отечественного фантастоведения выглядел на удивление бодро и пересыпал свое теоретическое выступление различными литературными анекдотами и байками. Похвалив своих издателей за разумный академизм, малое количество опечаток и хороший целлофанированный переплет, д-р Кац забрал авторские экземпляры и отбыл в неизвестном направлении, даже не оставшись на банкет и доверив ответы на мелкие технические вопросы своему литредактору.
НАГРАДНОЙ ДОЖДЬ. ФИНАЛ
Персоналии награжденных оказались почти предсказуемыми. Главные расхождения фэнов со Стругацким были по номинациям «Крупная форма» и «Средняя форма»: голосованием фэнов приз «Интерпресскон» был отдан уже упомянутому роману С.Витицкого (то есть Бориса Стругацкого) «Бессильные мира сего», а сам фантаст наградил дебютный роман Кирилла Бенедиктова «Война за «Асгард» – любопытный гибрид антиутопии и «боевой фантастики»; Стругацкий также посчитал нужным отдать предпочтение повести Геннадия Прашкевича «Белый мамонт», фэны же проголосовали за повесть Евгения Лукина «Чушь собачья».
Мнения Стругацкого и фэнов, однако, совпали по двум остальным общим номинациям: по две награды получили рассказ Леонида Каганова «Хомка» и мемориальный сборник литературно-критических работ недавно скончавшегося Кира Булычева «Падчерица эпохи».
В заключение церемонии был вручен еще и приз интернет-сервера «Русская фантастика». Все предыдущие разы приз уходил фавориту фант-интернета Сергею Лукьяненко, но на сей раз избран был тот же роман С.Витицкого.
Все разговоры о том, работает ли названный автор над новой вещью, Борис Стругацкий мягко, но решительно пресекал. Из суеверия, надо полагать: в конце концов, и о «Бессильных мира сего» читатели узнали лишь накануне журнальной публикации романа...
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18 (80), 14-20 мая 2004 г.
Автор статьи: Эдуард БАБКИН
Рубрика: Культура